Реформа судебных учреждений 1864 вводила

Судебная реформа 1864 года, как и все реформы 6070х годов, была следствием определенного кризиса российского общества, том числе и так называемого кризиса верхов, под которым понимают обычно осознание правящей верхушки необходимости тех или иных изменений. Судебная система России включала себя также органы предварительного следствия, прокуратуры и адвокатуры. При этом, взаимодействие между его частями было ужасное, вся система пребывала хаосе. Суд становится с этого времени более открытым благодаря введению принципа гласности. Подсудимые могли отныне рассчитывать на полное обжалование приговора короткий срок. Одной из основных частей судебной реформы было становления самого суда независимым институтом и появление суда присяжных. Таким образом, судебная власть с этого периода становится полностью отделённой от полицейской и административной власти. К местным относились волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей, к общим окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов, судебные по гражданским и уголовным делам палаты, распространявшие свою деятельность на несколько губерний или областей, и кассационные по гражданским делам департаменты Сената.

В ходе подготовки и проведения реформы были созданы новые институты присяжных заседателей и судебных следователей и реорганизована деятельность старых. Изменились функции прокуратуры, а именно поддержание обвинения суде, надзор за деятельностью судов, следствия и местами лишения свободы. Формирование принципов состязательности судебном процессе потребовало создания нового специального института адвокатуры присяжных поверенных. Руководящим органом коллегии адвокатов стал Совет присяжных поверенных. Для удостоверения деловых бумаг, оформления сделок и других актов учреждалась система нотариальных контор губернских и уездных городах. Однако пережитки сословности сохранились виде судебных учреждений с особой компетенцией волостные, духовные, военные, коммерческие и инородческие суды. Достаточно высокий имущественный и образовательный ценз практически закрывал доступ на эту должность представителям низших классов.

На суд присяжных предлагались дела преступлениях и проступках, влекущих за собой наказания, соединенные с лишением всех прав состояния, а также всех или некоторых особенных прав и преимуществ. Избранная континентальная модель института присяжных заседателей они отвечали на вопрос Виновен ли подсудимый?. Присяжные заседатели могли быть отведены как подсудимым двенадцать присяжных, так и прокурором шесть человек. После рассмотрения дела по существу и окончания прений председатель суда разъяснял присяжным правила силе приведенных доказательств, законы свойствах рассматриваемого преступления и предупреждал их против всякого увлечения обвинении или оправдании подсудимого. В этом случае он выносил постановление передаче дела на рассмотрение нового состава присяжных, решение которых было окончательным. Структуру дореформенной судебной системы составля ли разнообразные исторически сложившиеся органы, делавшие ее сложной и запутанной. Они предусматривали бессословность суда, равенство всех сословий перед законом, состязательность и гласность судебного процесса. Мировые суды образовывались на территории каждого участка, на который делился уезд, следовательно уезде их было несколько. Наказания также были малозначительными кратковременный арест до трех месяцев, заключение работный дом на срок до года, денежные взыскания на сумму не свыше трехсот рублей. Верховный Суд занимал особое место системе общих судебных учреждений.

Он образовывался каждый раз для рассмотрения конкретных уголовных дел чрезвычайной важности если преступления совершались министрами или соответствующими должностными лицами, членами Государственного Совета. Мировым судьям были подсудны незначительные уголовные дела преступлениях, за которые закон предусматривал такие наказания, как выговор, замечание, внушение, денежные взыскания не свыше 300. Председатели и члены судебных палат назначались императором по представлению министра юстиции. Кроме местных и общих судов России существовали духовные, коммерческие и военные суды со специальной подсудностью. Прокуратура, возглавляемая генералпрокурором, состояла при общих судебных органах и Сенате. Сторонником судебной реформы выступал император Александр и его брат Константин Николаевич, который придерживался радикальных взглядов. Все это вызывало всеобщее недовольство существовавшей судебной системой. Был учрежден институт следователей, адвокатура, присяжные заседатели, определявшие виновность или невиновность подсудимого. Для апелляции дел, рассмотренных мировым судом, собирался съезд мировых судей. Для производства уголовных дел вводился институт присяжных заседателей. Общие списки присяжных утверждались губернатором, только после этого по жребию отбирались очередные заседатели.

Заседание суда проходило коллегиально нем участвовали председатель и два члена суда либо председатель и присяжные заседатели. Городская дума и управа избирались на срок четыре года, причем половина состава управы должна была обновляться через каждые два года. Рабочие, низшие служащие, подследственные, лишенные духовного сана и многие другие к выборам не допускались. Отслужившие зачислялись запас на 9 лет — для лиц, проходивших службу сухопутных войсках, и на 3 года — для проходивших службу на флоте. В соответствии с ними создавались единые уездные полицейские управления, объединявшие городничего, его канцелярию и земского исправника с земским судом. В городах управы благочиния заменялись канцеляриями градоначальников, полицмейстеров и оберполицмейстеров.

В их подчинении находились городовые, участковые и околоточные надзиратели, частные приставы. Судопроизводство, как и раньше, носило канцелярский характер, нем продолжала применяться теория формальной оценки доказательств, отсутствовала гласность процесса, не было равенства сторон, обвиняе мый не имел права на защиту. Кандидат мировые судьи должен был отвечать целому ряду требований иметь образование или стаж службы на определенных должностях, отвечать довольно высокому имущественному цензу. Мировым судьям были подсудны незначительные уголовные дела преступлениях, за которые закон предусматривал такие наказания, как выговор, заме чание, внушение, денежные взыскания не свыше 300. По гра жданским делам мировым судьям были подсудны иски на сумму не свыше 500. Окружные суды создавались специальных судебных ок ругах и состояли из назначаемых императором по представлению мини стра юстиции председателя и членов. Судебный следователь мог поручить поли ции производство дознания, сбор необходимых сведений. Они должны были отвечать имущественному цензу2, цензу оседлости и другим требованиям. Из крестьян списки кандидатов присяжные заседатели вносились только члены волостных судов, волостные старшины и сельские старосты. Закон специально оговаривал, что ни учителя народных школ, ни лица, находящиеся услужении у частных лиц.

В соответствии с утвержденным губернатором общим списком при сяжных заседателей составлялись годовой и месячный списки. Производство дознания по го сударственным преступлениям велось, как правило, жандармерией, предварительное следствие одним из членов судебной палаты. Сенат являлся верховным кассационным1 судом для всех судебных органов государства, но мог быть и судом первой инстанции по делам особой важности например, по должностным преступлениям, совер шенным высокопоставленными сановниками. Для рассмотрения дел государственных преступлениях особой важности царским указом мог создаваться Верховный уголовный суд, который состоял из председателей департаментов Государственного со вета и членов Сената под председательством председателя Государст венного совета. Прокурорские должности замещались из лиц, отвечавших требованиям особой политической благонадежно. Судебная реформа не изменила по ложение волостного суда сословного суда для крестьян, находившего ся под контролем местной администрации.

В национальных районах страны, на окраинах судебная реформа или не была проведена совсем, или же была осуществлена с большими изъ ятиями не вводился, например, суд присяжных, мировые судьи не изби рались, а назначались. Авторы проекта настояли также на выделении института мировых судей из общем порядка судопроизводства, подчеркивая их специфику. Новые принципы гражданского процесса закреплял Устав гражданского судопроизводства. Окружные суды учреждались расчете на несколько уездов и состояли из председателя и членов. Новым институтом, введенным реформой на уровне первого звена общей судебной системы окружных судов, были присяжные заседатели. Отход от провозглашенных принципов судебной реформы начался по двум направлениям сразу. Тогда же начинаются нападки на независимые советы присяжных поверенных, на независимую адвокатуру. Проводилась на основе судебных уставов, принятых 20 ноября 1864 Учреждение судебных установлений, уставы уголовного и гражданского судопроизводства, устав наказаниях, налагаемых мировыми судьями. В судебных уставах отражён ряд буржуазных принципов судоустройства и судопроизводства отделение суда от администрации, несменяемость судей и следователей, создание суда присяжных, учреждение адвокатуры, провозглашение гласности, устности и состязательности процесса, свободная оценка доказательств выборность некоторых судебных органов мировых судов.

Как правило, каждый уезд составлял мировой округ всего было создано 108 округов, разделявшийся на мировые участки. Верховным и кассационным судом, а также высшим органом судебного надзора являлся Сенат, где существовало два кассационных департамента — гражданский и уголовный, Сенат мог также рассматривать некоторые дела по первой инстанции. Судебные функции отправляли и административные органы губернские правления, органы полиции. Присяжным заседателем могло стать лицо возрасте от двадцати пяти до семидесяти лет, обладающее цензом оседлости два года. После рассмотрения дела по существу и окончания прений председатель суда разъяснял присяжным правила силе приведенных доказательств, законы свойствах рассматриваемого преступления и предупреждал их против всякого увлечения обвинении или оправдании подсудимого. Расследование делилось на генеральное предварительное, без предъявления обвинения и специальное формальное, с предъявлением обвинения. Новые принципы их деятельности гласность, состязательность, несменяемость судей, их независимость пусть относительная от административных властей не могли не вызвать подозрительности и противодействия со стороны государственной бюрократии были созданы только два судебных округа Петербургский и Московский, остальных районах новые суды создавались течение долгого времени, постепенно и по частям. Предание государственных чиновников суду осуществлялось постановлениями их начальства, а не по решению, суда. Приговоры суда, вынесенные с участием присяжных заседателей, не подлежали апелляции, а могли быть обжалованы лишь Сенат кассационном порядке по признаку формального нарушения процессуального закона. Апелляция на решения присяжных была разрешена только кассационном порядке и только судебную палату.

По Уставу большинство уголовных дел относилось к компетенции окружных судов с участием присяжных заседателей. Окружной суд функционировал составе коронного суда либо коронного суда с присяжными заседателями. Окружной суд рассматривал уголовные дела составе коронного суда, состоящего из 3 членов и 12 присяжных. Основой судебной реформы России явилась концептуальная основа, содержавшаяся утвержденных 29 сентября. В делах гражданских компетенцию мирового судьи входили иски владениях и споры движимости и по договорам ценой до 500. Представление, чрез Губернское начальство, высшему правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных хозяйственных польз и нужд Губернии или уезда, и ходатайство по сим предметам, также чрез Губернское начальство доставление, по требованиям высших правительственных учреждений и Начальников Губерний, сведений, до земского хозяйства относящихся. Председатели окружных судов и судебных палат должны были иметь высшее юридическое образование. В некоторых случаях использовались даже нормы Соборного уложения 1649 года. Не менее пристальное внимание реформаторы уделяли теории доказательств, считая необходимым введение оценки доказательств по внутреннему убеждению. Итогом работы комиссии стали Основные положения преобразования судебной части России, утвержденные императором Александром 29 сентября 1862 года. Приговор выносился на основе внутреннего убеждения публичном заседании. В 1866 году было решено ввести действие реформу десяти губерниях СанктПетербургской, Московской, Новгородской, Псковской, Владимирской, Калужской, Рязанской, Тверской, Тульской, Ярославской, а остальных приступить к ней течение последующих четырех. Это было связано с тем, что материальное, как гражданское, так и уголовное законодательство, находилось запущенном состоянии.

Самым строгим наказанием, которое мог полагать мировой судья, было лишение свободы тюрьме сроком до 1 года. Им предписывалось, что время от времени они должны собраться и рассматривать жалобы на решения мировых судей. В составе окружных судов образовывались, зависимости от количества судей, присутствия, некоторых крупных судах таких присутствий было несколько, коегде шесть и более. Судья становился беспристрастным арбитром, он больше не был обязан ходе судебного разбирательства восполнять пробелы и исправлять ошибки следствия. Введение суда присяжных Российской империи было встречено неоднозначно. Председатель и члены такого суда назначались из числа офицеров командиров полка или воинским начальником, приравненным к нему.

Разбирательство дел осуществлялось условиях ограниченной гласности, без состязательности сторон. Состояли они из председателя, двух постоянных членов и назначавшихся на четыре месяца временных членов из числа офицеров, проходивших службу данном военном округе. Его не могли внедрить на большей части территории Российской империи Прибалтике, Варшавском округе, на Северном Кавказе и Закавказье, Среднеазиатском регионе, Восточной и Западной Сибири и других местностях. Орловская губерния являлась одной из губерний ЦентральноЧерноземного региона Российской империи, отличавшейся аграрной специализацией, с преимущественно сельским населением и слабо развитой промышленностью, за исключением Брянского уезда. Литература по этой проблеме представлена немногочисленными работами справочноинформационного и очеркового характера. В этот период были опубликованы монографии и статьи, защищены кандидатские диссертации по истории проведения Судебной реформы на территории округа Московской судебной палаты, Вятской, Курской, Рязанской, Ярославской, Тамбовской губерний, Среднем Поволжье, 41 что позволило увидеть некоторые особенности реализации общегосударственного законодательства отдельных местностях. Эти документы дали возможность изучить особенности судебной системы, введенной Уставами.

Орел, 2006, а также на Всероссийской научной конференции Вопросы археологии, истории, культуры и природы Верхнего Поочья. Диссертация обсуждена на кафедре истории России исторического факультета Орловского государственного университета, одобрена и рекомендована к защите. Предпосылки проведения судебной реформы и суть изменений судебном праве. Изменение правового положения крестьян и формирование капиталистической формации России. Желание необходимости преобразования судебной системы России высказывалось еще задолго до ее проведения. Закон же устанавливал и степень достоверности допускаемых доказательств, деля их на несовершенные и совершенные такие, которые давали основание для окончательного приговора и не могли быть опровергнуты подсудимым. Для назначения на должность члена окружного суда необходимо было иметь высшее юридическое образование и стаж работы суде или прокуратуре не менее трех лет звании присяжного поверенного 10. Чаще всего эти суды разбирают по первой инстанции уголовные дела об убийствах 3 4 рассмотренных дел получении или даче взятки более 1 20 бандитизме немного менее 1 20 об изнасиловании более 1 25 части рассмотренных. Таким образом, источником проблем суда присяжных является противодействие, яростное или пассивное, осознанное или подсознательное, оказываемое полноценной деятельности этого суда следователями, дознавателями, прокурорами, неквалифицированными адвокатами, судьями, а также отчужденным своем подавляющем большинстве от общественной жизни и правосудия населением. Свободный суд самодержавной стране, только что освобожденной от крепостного рабства, стал чужеродным механизмом. Правда и милость да царствуют судах из истории реализации Судебной реформы. В общей части давались понятия преступления, умысла, неосторожности, приготовления, покушения, соучастия. Но сама основная структура органов судебной власти и судебная система с основными ее принципами сохранилась до 1917 года, благодаря эффективности, либеральности и передовым взглядам одной из самых буржуазных реформ 1864 года.

Он же обеспечивал этом случае и интересы помещика, рассчитывавшего на вознаграждение. Мировой судья единолично рассматривал дела по обвинению преступлениях, за совершение которых могло быть определено одно из следующих наказаний замечание, выговор, денежное взыскание на сумму не свыше 300 рублей, арест на срок не свыше трех месяцев, заключение тюрьму на срок до одного года. Они занимались малозначительными делами и могли выступать тех судах, при которых состояли. Большое значение для утверждения новых демократических принципов судопроизводства имела и реорганизация прокуратуры. До реформы 1864 года Российской империи существовала судебная система, введённая во второй половине века, основанная на сословном принципе судоустройства. К середине России явно отметились тенденции к отставанию от развитых стран Европы плане социальноэкономического развития. Черкасов новые судебные уставы основывались преимущественно на принципах европейского права, хотя них и сохранились элементы дореформенного сословного суда. Важнейшим достижением судебной реформы 1864 года стало создание института мировых судей. В состав прокурорского участка могли входить от одного до четырех следственных участков. Так, члены и товарищи председателей окружных судов иногда назначались прокурорами судов и товарищами прокуроров палат, а председатели судов нередко становились прокурорами палат. Например, приговор, предусматривавший применение розг, мог быть приведен исполнение лишь с разрешения от земского начальника, который давал согласие на исполнение после проверки законности приговора и состояния здоровья осужденного.

Проект был направлен на укрепление российской государственности по линии судебной власти. Идея мировых судей, конечно же, не должна сводиться к простому увеличению количества судей. Здесь возможна альтернатива назначение законодательными органом или прямые народные выборы. В данный момент можно констатировать, что судебноправовая реформа, хотя не так успешно и быстро, как хотелось бы, идет том принципиальном направлении, которое предусмотрено разработанной и утвержденной Верховным Советом концепцией. Такие принципы судопроизводства, как состязательность, право обвиняемого, подсудимого на защиту, презумпция невиновности, должны быть более полно воплощены жизнь, будет создан правовой механизм их последовательной реализации. Итак, судебная реформа 1864 года провозгласила буржуазные принципы судопроизводства Реформа предусматривала отделение следствия от суда, гласность процесса, участие процессе обвинения и защиты, равенство сторон. Определенную роль играет также состояние гражданского общества и социальные чувства населения, для которого суд присяжных не стал значимым фактором жизни. В этих условиях суд присяжных оказывается почти экзотическим институтом, высокие гуманитарные стандарты которого не только не способны оказать серьезного влияния на общую практику рассмотрения уголовных дел, но должны с неизбежностью опускаться до уровня этой неправовой, но привычной практики. Поднять юридические нравы народа, внушить ему негодование к кривосудию и любовь к правде было бы поистине святым делом. Пора исполнять над нашими исполнителями, следователями, судьями единственно неподкупный контроль общественного мнения, пора дать средство оглашать во всеуслышание темные дела и скрытые беззакония. Он опасался что одно крепостное право, то суровое, то мягкое, заменится другим, всегда суровым и никогда не смягчающимся. Судебные уставы, России законодательные положения, принятые 20 ноября 1864 года составили основу судебной реформы 1864 года.

Так, на подготовку судебных уставов 1864 года ушло, по меньшей мере, семь. Возникновение и развитие адвокатуры дореформенной России веке. От участия же предварительном следствии защита вообще отстранялась, хотя устав уголовного судопроизводства. Составители уставов 1864 года, стремясь обеспечить определенный интеллектуальный и социальный уровень присяжных судей России, установили довольно высокий служебный. В этом и заключается актуальность выбранной нами темы курсовой работы. Именно результате данной реформы появился суд присяжных, были осуществлены первые демократические преобразование судебной системы. Коротких это противоречие объяснялось отсутствием единой концепции мировой юстиции среди реформаторов судебной системы России. При обсуждении статуса присяжных поверенных отвергли предложение предоставить право профессорам юридических факультетов заниматься адвокатской деятельностью. Из вознаграждения, получаемого присяжными поверенными, должен быть удерживаться со следующей им по таксе суммы процент для составления общей по всей России суммы на вознаграждение присяжных поверенных, назначаемых председателями судебных мест для защиты подсудимых. Подлежала ликвидации губернская прокуратура, на смену ей должны были придти прокуроры судов.

В правительственных кругах по этому вопросу сразу возникли разногласия. Замятнин, который высказывался за введение реформы как опыта одном или двух округах, но полном объеме. Например, Ярославской губернии бывший ростовский стряпчий Орлов. Этот этап, по сравнению с предыдущими был принципиально новым том плане, что политические события начала века позволили обществу обсуждать проблемы на правительственном уровне участвуя Государственных Думах, обсуждая различные законопроекты, и, таким образом, влиять на дальнейшую судьбу судебных институтов. Из мировых судей вышло много известных общественных деятелей, многие из которых шли работать участковыми судьями по зову сердца и выполняли свою работу на высоком профессиональном уровне. За более чем пятьдесят лет выросло и адвокатское сословие, превратившись довольно мощную и крепкую самоуправляющуюся организацию, завоевав национальное и международное признание.

Государственная Дума должна была работать совместно с Советом министров. Этот манифест удовлетворил некоторую часть бастующих, так как это был реальный шаг к переходу к ограниченной конституционной монархии. Основные государственные законы были подписаны Николаем 23 апреля. Думе образовался Прогрессивный блок, который вошли три четверти ее депутатов. Первым ударом грома стало убийство царского фаворита Григория Распутина. Оно формально ни перед кем не было ответственно, но фактически ему приходилось действовать под контролем Временного комитета, совместно с которым до мая. Советское государство стремилось полностью искоренить сословное неравенство стране, однако при этом одной из важнейших задач государственной власти называлось уничтожение эксплуататорского класса. Законодательное закрепление принципов национальногосударственного устройства Декларации произошло с момента принятия резолюции съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов О федеральных учреждениях Российской Республики.

Все дела разводе, по которым окончательно не было принято решение духовными консисториями или Синодом, признавались ликвидированными, а развод должен был быть произведен установленном Декретом порядке. Была установлена обязательная трудовая повинность для всех граждан от 16 до 58. Все излишки продуктов после уплаты налогов переходили полную собственность крестьян и могли ими использоваться любой не запрещенной законом форме для улучшения своего хозяйства, обмена и торговли через кооперацию на рынке. Первое место по общественной опасности принадлежало государственным преступлениям контрреволюционные преступления, вооруженные восстания, вторжение на территорию страны, шпионаж, террористические акты. Устанавливалась ответственность за незаконное хранение оружия для лиц, проживающих на освобожденных территориях и не сдавших трофейное оружие. Военные трибуналы рассматривали дела по положению О военных трибуналах районах военных действий. Приговоры военных трибуналов не подлежали кассационному обжалованию и пересмотру порядке надзора. Особенно важны внешнеполитические результаты реформирования социалистического общества. Возникла необходимость более решительных мер со стороны сторонников перехода к новой демократической форме власти России. В работе они использовали достижения юридической науки и практики европейских стран, считаясь с российской действительностью. В зависимости от вознаграждаемости деятельности мировых судей Россия избрала опять же смешанный вариант участковые и добавочные судьи получали плату за свою деятельность, должности почетных и участковых почетных не оплачивались 19.

Все эти выступления были подавлены царской администрацией, но они оказали влияние на общественнополитическое развитие страны, на развитие государства и права, частности, судебной системы. В 1821 и 1826 годах он возвращался к проектам судебных преобразований, которые поддержал. Мировой суд был единоличным, присяжные нем не участвовали, так как суд стремился к примирению сторон. В сфере гражданскоправовой на мировых судей возлагалось рассмотрение дел по личным обязательствам и договорам на сумму до 300 рублей, дел, связанных с возмещением за ущерб на сумму не свыше 500 рублей, исков за оскорбление и обиду, дел об установлении прав на владение. С другой стороны, из сферы этих преобразований были исключены миллионы крестьян, а наиболее важным результаты реформы вскоре были ограничены правительством. Рассмотрение дела судах было ограничено двумя инстанциями первой и апелляционной, для суда присяжных — одной инстанцией, и для всех дел — одной кассационной инстанцией. Для запутанной правовой системы было характерным наслоение многочисленных исключений из общей процедуры для различных видов дел, сословий, групп сторон и обвиняемых. Раздельные судебные процедуры предусматривались лиц на государственной службе, дворян, лиц неподатных сословий, лиц податных сословий.

Блудов выступал с инициативами, связанными с улучшениями судебной системы, еще с середины 1840х годов. Зарудный, знавший четыре иностранных языка, был хорошим знатоком современного европейского законодательства. В 1873 году новые судебные учреждения были введены Черниговской и Вятской губерниях, а 1876 году — во всех 10 Привисленских губерниях Царство Польское. На практике это означало, что самыми крупными уголовными делами, попадавшими к мировым судьям, были кражи. Мировая юстиция была максимально приближена к тяжущимся и потерпевшим, судопроизводство было упрощенным и быстрым, так что у мирового судьи можно было успешно судиться без помощи адвоката. Гражданские дела и уголовные дела выше подсудности мирового судьи, ниже подсудности присяжных наказываемые заключением от года до 16 месяцев, преимущественно кражи со взломом слушались департаментом, причем коллегия должна была состоять не менее чем из трех судей. При мировых судебных установлениях не было отдельной прокуратуры, их делами занимались товарищи прокуроров, участках которых находились данные суды. Кандидаты на судебные должности были стажерами, чиновниками министерства юстиции с профильным высшим образованиям. Для подсудимых, не способных оплатить услуги защиты, председатель судебной палаты назначал одного из присяжных поверенных своего округа так называемое право бедности.

Затем, там где дело слушалось с присяжными, происходило формирование коллегии присяжных. Присяжные совещались особой комнате без ограничения по времени, вердикт выносился простым большинством голосов, с открытым голосованием при разделении голосов поровну вердикт выносился пользу подсудимого. Таким образом, представление доказательств истцом и ответчиком могло последовательно повторяться до разъяснения дела. Например, запись об уплате комулибо денег становилась доказательством лишь при расписке получателя. Истцы, основывавшие своё требование на нотариально заверенных актах, имели абсолютное право на обеспечение иска ответчиком, во всех остальных случаях обеспечительные меры находились на усмотрении суда. Судьи имели право прервать свидетеля, если он уклонялся от заданных вопросов, прервать слушания и вынести приговор, как только они усматривали, что дело полностью разъяснено но при условии что стороны получили право на равное количество выступлений. После этого суд заслушивал свидетелей обвинения, которые вначале сообщали, что им известно по делу, а затем опрашивались жалобщиком, подсудимым и судьей. При неявке ответчика мировой судья имел право вынести заочное решение. Обжалование законодательных и нормативных актов, равно судебное и внесудебное, было принципиально невозможным. Не считая местных и общих судов Рф продолжали существовать духовные, коммерческие и военные суды со специальной подсудностью.

Эти и другие моменты стали залогом необходимости продолжения реформирования судебной системы Рф, невзирая на то, что судебная реформа ряду Величавых реформ. Судебные функции осуществляли как сложная система сословных судов, так и административные органы. России вводились две системы судебных учреждений коронный и мировой суды. Они создавались каждом округе, состоявшем из нескольких губерний соответствии с особым для них расписанием. Каждому почётному мировому судье должно было быть предоставлено право разбора всех тех гражданских или тяжебных дел, которые по правилам гражданского судопроизводства предоставлялись разбору мировых судей. Возрастной ценз составлял не менее 25 лет, а образовательный заключался получении диплома об окончании высшего или среднего юридического учебного заведения или судебной практики течение не менее трёх лет. Вместе с тем проводникам судебных преобразований удалось сделать главное изменить характер дореформенного судоустройства и судопроизводства и приблизить его к уровню западноевропейских государств. При исследовании реформирования гражданского судопроизводства обнаруживаются схожие проблемы, которые существуют и современном гражданском судопроизводстве России. В дореволюционной историографии имеются крупные работы по судебной реформе, которые освещают ее главным образом с либеральных позиций. Джаншиев выступает одним из самых горячих защитников судебной реформы 80х годах, период реакции, когда развернулась борьба против судебных уставов, когда готовилась контрреформа. Законодательный материал можно подразделить на 1 непосредственно относящиеся к судопроизводству и судоустройству. В 187279 министр государственных имуществ, 187981 председатель кабинета министров. В догосударственную эпоху правосудие самой примитивной форме осуществлялось на собраниях жителей или советах авторитетных людей, старейшин.

В народе даже звучали пословицы С сильным не борись, с богатым не судись, Не бойся закона, бойся судьи Даль. Сперанский записке Об устройстве судебных и правительственных учреждений России 1803 году предлагал отделить суд от полиции, образовать суд присяжных заседателей, ввести публичность судопроизводства и установить окончательное производство сенате без последующего пересмотра дел верховной властью. В 1821 и 1826 годах Сперанский целях улучшения системы судоустройства предложил объединить палаты уголовного суда и палаты гражданского суда единый губернский. Ярким примером можно считать, то, что за подавляющее большинство уголовных преступлений по Уголовному уложению 1845 года как дополнительная кара предусматривалось телесное наказание. Телесные наказания широко использовались как дисциплинарная и воспитательная мера. Радикальные идеи демократизации суда и судопроизводства высказывались членами тайных обществ, том числе и декабристами. Для дел первой инстанции являлась палата гражданского суда, а второй сенат. Для коренного изменения правосудия Оболенский предлагал отвергнуть проект гражданского судопроизводства.

Провести принцип гласности деятельности судов, двухинстационный порядок разрешения. Джаншиев отмечал, что по сравнению с предложениями 40х годов проекты Блудова 18571860. Победоносцев Победоносцев Константин Петрович 1821 1907, русский государственный деятель, ученыйправовед. Известия том, что правительство решило создать новый суд, было встречено без злобы, которая сопутствовала крепостной реформе. Первым шагом практическом проведении реформы принято считать изданный мае. Окружные суды образовывались обычно на территории нескольких уездов с учетом численности населения и объема работы, Председатели и члены этих судов назначались императором по представлению министра юстиции, который, рекомендуя к назначению кандидатов, должен был считаться с мнением общего собрания судей того суда, где предстояло работать назначаемому. В одних установленных законом случаях дела рассматривались окружных судах коллегиями составе трех профессиональных судей, других — профессиональными судьями с участием сословных представителей, а третьих — профессиональными судьями с участием присяжных заседателей.

Рассмотрение уголовных дел с участием сословных представителей осуществлялось не только окружных судах, но и судах других инстанций общих судебных установлений — судебных палатах и Правительствующем сенате. Его родиной является Средневековая Англия, где он начал формироваться еще. Основной функцией присяжных того времени, как и наши дни, было принятие решения по вопросу том, виновен или невиновен подсудимый совершении преступления, котором его обвиняли. Проверку законности и обоснованности приговоров и решений мировых судей должны были осуществлять съезды мировых судей. Избирались они по многоступенчатой системе сначала сельские сходы избирали по одному выборщику из ста жителей, а затем эти выборщики путем голосования на своем собрании называли из числа самих выборщиков председателя и нужное количество членов волостного суда. Пространством деятельности мирового суда являлся мировой округ уезд с городами, делившийся на участки. Участковый мировой судья получал за свою работу небольшое жалованье из земских сборов. Из уголовных дел мировой юрисдикции подлежали дела проступках против общественного порядка, личных оскорблениях и кражах до 300.

На этом заседании присутствовал товарищ прокурора окружного суда, который давал заключение по делу на основании уставов гражданского и уголовного судопроизводства. Мировой судья участка сам и исполнял приговор, прибегая случае надобности к помощи полиции. Он выполнял роль кассационной инстанции и, как судебная палата, разделялся на 2 департамента, уголовных и гражданских. Сенат объявлялся также высшим органом судебного надзора для всех вновь созданных судебных органов установлений. Судьи продвигались по служебной лестнице окружной судья, товарищ председателя окружного суда, председатель окружного суда, член департамента судебной палаты, сенатор. Вступая должность, судьи приносили присягу на верность императору, который утверждал их назначение, и обязывались свято исполнять закон. Раздавались громкие голоса необходимости изъять эту функцию у присяжного поверенного.

Присяжные заседатели избирались из местных обывателей всех сословий, состоявших русском подданстве, находившихся возрасте от 25 до 70 лет и не менее 2 лет проживавших данной местности. Причины и следствия ограниченности, недостаточной проработанности Судебной Реформы. Фойницкого, полагавшего, что суд присяжных это палладиум свободы народной, до точки зрения сторонников профессора Ваха, утверждавшего, что это суд варваров Немытина Прежде всего, это было деление суда на две коллегии, причем действующих самостоятельно и пределах своей компетенции судебную коллегию присяжных заседателей, куда входило двенадцать присяжных заседателей, и судебную коллегию профессиональных судей Фоков. В окружных судах на долю присяжных заседателей приходилось 187378. Известно, что существуют две угрозы независимости судей от исполнительной власти, если она вправе уволить не угодившего ей судью, и от не менее могучей власти денежного мешка, подкупающего судью, если он получает от государства нищенское жалование. Таким образом, образовался самобытный, строго централизованный, влиятельный орган государства с уникальными функциями надзора, служители которого опротестовывали незаконные распоряжения и действия любых учреждений и чинов. Спасович король русской адвокатуры научная и общественная деятельность Государство и право. Они подлежали отстранению от должности только том случае, когда их привлекали к суду за совершение уголовного преступления. Причем суд при этом должен был вынести решение об освобождении их от занимаемой должности.

К компетенции председателя съезда мировых судей, избиравшегося мирными судьями округа на 3летний срок, относились созыв общего собрания судей, распределение апелляционных дел между отделениями и докладов судьям. Все судебные процессы были закрыты для публики, судьи коррумпированы, а постановления судов редко грешили объективностью, основываясь, как правило, на социальных мотивах низшим слоям выносились куда более суровые приговоры. Обсуждение проекта гражданского судопроизводства Государственном совете продолжалось с 15 ноября. Среди этих начал установление сокращенного словесного судопроизводства для дел простых и маловажных В этой же записке говорилось и том, что проект судоустройства следовало представить на обсуждение соединенных департаментов Государственного совета. Построенный на доктрине осторожных нововведений, Проект положения судопроизводстве объединял институты, известные западноевропейским странам адвокатура, прокуратура, мировой суд, двух инстанционное разрешение дел с феодальными судебнопроцессуальными структурами России привилегии дворянства судах, неравенство перед законом, несамостоятельность органов юстиции. Вместе с тем суде сталкиваются не столько междуклассовые, сколько внутриклассовые отношения. Глава 1 содержала общие положения и перечень наказаний за преступления, предусмотренные уставами. Это проявилось во введении суда присяж ных, адвокатуры, реорганизации прокуратуры, новой организации судебного процесса и судебных учреждений. При такой структуре все уездное начальство не только по табели рангах, но и по реальному статусу было лишено возможности оказывать на судей какоелибо влияние.

Они разбирали большинство дел, причём все гражданские и значительная часть уголовных разбирались коренными судьями. Кроме того, к её подсудности были отнесены дела об особо опасных преступлениях государственных и должностных. Губернатор уже не мог, как раньше, арестовать судью за несоответствующий его представлению законе приговор, а потерпевшие и подсудимые, истцы и ответчики были избавлены от необходимости задабривать судебных чиновников. Например, свидетельским показаниям мужчин придавалось большее значение, чем показаниям женщин, свидетельства знатного имели приоритет перед показаниями незнатного, духовного перед светским. Проблема была том, что России слабо было развито уважение к закону. По существу, строительство нового ВладимироСуздальского княжества лесных чащах северовостока и его хозяйственное и политическое доминирование среди восточнославянских земель начались тогда, когда страны Запада уже миновали раннее средневековье и шли к созданию централизованных государств на новой хозяйственной основе. Судебные следователи округа входили состав окружного суда, часть их находилась на местах, на своих участках, а часть — непосредственно при суде. Сенат являлся верховным кассационным судом для всех судебных органов государства. Различались приговоры окончательные которые подлежали пересмотру только кассационном порядке и неокончательные допускавшие возможность пересмотра дела по существу. Она коснулась не только судов, но и других взаимодействующих с судами органов — прокуратуры и следственного аппарата. Были выделены категории преступлений, рассмотрение дел которых ставилось под контроль представителей основных сословий. Судебные палаты — вышестоящие по отношению к окружным судам инстанции.

Но как осуществить это?. История ничему не учит, но она проучивает за невыученные уроки … Для понимания смысла и характера участия Советского Союза формировании послевоенной системы мироустройства необходимо обратиться к тому внешнеполитическому опыту, который был накоплен нашей страной первые десятилетия века. Сталиным удалось избежать их и при складывании антигитлеровской коалиции, и при решении вопросов послевоенном будущем. На пути конституционного строительства России важнейшими вехами стали Манифест 17 октября. Судебная реформа Александра принесла Россию суд присяжных, мировой суд, ввела независимых несменяемых судей. Наглядным и удачным, на мой взгляд, примером сказанному может служить созданные арбитражной системе апелляционные и кассационные округа. Сейчас каждый имеет право на квалифицированную юридическую помощь согласно Конституции. К компетенции мирового судьи относились незначительные преступления и проступки за них мировой судья мог приговорить к денежному взысканию до 300 рублей по уголовным делам, незначительным штрафам, административному аресту до 6 месяцев или заключению тюрьму до 1 года. Члены коронного суда назначались на должность по принципу несменяемости до подачи отставку или отстранения по привлечению к суду за уголовное преступление.

В этом случае дело поступало уголовный департамент Сената, обладавший правом кассации. Наряду с новой судебной системой России сохранились сословные суды для духовенства, военных, крестьян. Некоторые постановления Сената становились после утверждения императора законами. Они проникали самые глухие деревни, иногда поодиночке, иногда парами, соединенными фиктивным браком. В ходе процесса 193х за время предварительного следствия было 93 случая сумасшествия, самоубийств и смерти!. Судебная реформа, по общему признанию современников и исследователей, была самой демократичной и самой последовательной из всех реформ, проведенных Александром.

Старые сословные суды, сохранившиеся со времен Екатерины, были заменены общими судебными учреждениями для всех подданных империи к какому бы сословию они не принадлежали все судились одних и тех же судах, по одним и тем же законам при одном и то же порядке судопроизводства. В соответствие с новым законодательством устанавливалось два вида суда мировой и общий. Причиной этого был факт сохранения крестьянской среде общинных устоев, разительным образом отличавшихся от принятых общегражданских. Высокий имущественный ценз практически закрывал доступ на эту должность представителям низших сословий. Несколько участков составляли мировой округ обычно уезд и входящие него города. Присяжными заседателями поверенные могли быть лица возрасте от 25 до 70. Для избирания присяжных заседателей составлялись общие и очередные списки. В прежних судах функции расследования преступлений осуществляли органы Земского суда и управы благочиния. В связи с тем, что дореформенная письменная практика правового применения, была весьма сложна для рядового обывателя, а судебные разбирательства были процессом достаточно длительным и отнимающим много времени, далеко не каждый мог уделять им необходимое внимание силу отсутствия временной возможности и необходимого уровня грамотности. Как отмечали современники, подобного рода практики большинстве своем были морально нечистоплотны, склонны к обманам и мошенничествам.

Судебная реформа и введение состязательности суда становится основной причиной формирования России института адвокатуры. Помимо этого, устанавливались условия, согласно которым определенные лица не могли быть допущено присяжную адвокатуру. Через достаточно короткий промежуток времени формируется и частная адвокатура, которая была создана специальными Правилами 25 мая 1874 года помощь присяжной адвокатуре. Эта реформа, целью которой явилось введение элементов более прогрессивного образца правопорядок России, заложила основы компетентной и самоуправляемой организации адвокатов, которой предоставлялись широкие полномочия судопроизводстве. В случае, если соглашение отсутствовало, вознаграждение определялось специальной таксой, установленной министром юстиции. Представляет интерес положение, определяющее размер вознаграждения случае проигрыша присяжным поверенным дела. Судебные уставы не создали особого сословия помощников присяжных поверенных, поскольку их статус не был установлен законодательном порядке. Москве советами присяжных поверенных были утверждены правила организации помощников присяжных поверенных. Эффективность профессиональной адвокатской деятельности значительно повысилась после. Во вновь созданных на окружном и более высоком уровнях общих судах были введены процессуальные принципы, придающие особое значение судебной защите устности и гласности.

Им также разрешалось иметь свидания с обвиняемым, находящимся под арестом, а одном из судебных округов совет присяжных поверенных даже рекомендовал своим членам максимально использовать это право при ведении любых. Однако Россия попрежнему отставала от более развитых стран Европы, таких как, например, Англия, которой один адвокат приходился на 684 человека. Жизнеутверждающий жанр юбилейных материалов предполагает соответствующую направленность и настоящей статьи. Однако, выбиваясь из привычных рамок, мы рассмотрим ряд острых вопросов, вот уже полтора столетия вызывающих споры, на которые, свою очередь, нередко накладывает отпечаток даже политическая конъюнктура. До их введения соответствующей местности там продолжали действовать старые, дореформенные суды. Ни один из них не вызывал и до сих пор не вызывает столь противоречивые, даже полярные оценки и суждения, как Уставы. Романтическая школа историческая школа права толковала, что право образуется незаметно, подобно полевому растению. Действительно, сдержанноконсервативный проект Устава гражданского судопроизводства Блудова имел качестве источника и одновременно качестве демонстрации преемственности с прежним отечественным законодательством прежде всего нормы Свода законов. В связи с этим проекте не было ни гласности, устности, ни непосредственности процесса, ни равенства сторон, ни адвокатуры.

Как великорусских губерниях, так и национальных районах, где, пусть и со значительной задержкой, ввели действие Судебные уставы, население, увидев разницу между близким и понятным им народным судом волостным, аульным, судом биев. Полянский отмечал Судебные уставы наша первая конституционная хартия. Интересно отметить, что авторы вышедшего годом раньше исследования, освещая ростки отечественного конституционализма названный период, не обратили внимания на конституционный потенциал Судебных уставов. Затем последовал длительный перерыв период своеобразного правового анабиоза до начала 90х. Более того, Концепция судебной реформы Российской Советской Федеративной Социалистической Республике ряде положений воспроизвела важнейшие институты и принципы Судебной реформы. О правовом дуализме и попытках его преодоления через судебные институты мировой и волостной суды.

Одновременно был создан институт мировых посредников дворянский, на который возлагалась обязанность разрешать споры и недоразумения вокруг поземельных отношений между помещиками и крестьянами.

Реформа судебных учреждений 1864 вводила
Образовательный сайт для студентов и школьников — College-all
575
Просмотров: 7