Роль административного права в системе права

Место и роль науки административного права системе наук об управлении наук управления Наука управления как комплексная межотраслевая наука, включающая себя систему знаний об управлении как целостном, комплексном социальном явлении и синтезирующая все аспекты, функции и стадии процессов управления, формирующаяся тесной взаимосвязи с кибернетикой анализом систем, теорией информации и исследованием операций, имеет предметом своего изучения системы социального типа, происходящие них государственнополитические, экономические, производственнотехнологические и социальнопсихологические процессы и явления. Брэбан, нет таких секторов общественной жизни, которые выпадали бы целиком изпод сферы административноправового контроля. Следует, однако, при этом иметь виду, что реально это не отрасли права, а отрасли законодательства. В иных случаях всегда легко обнаружить взаимодействие норм различных отраслей права и законодательства. Поэтому даже гражданском законодательстве имеется пусть небольшое, но определенное число административноправовых по своей сути норм. Например, финансовое право регулирует строго ограниченные рамками его предмета общественные отношения. Соответственно трудно найти какойлибо специальный вопрос, который можно было бы назвать чисто административноправовым, то есть не затрагивающим интересы иных правовых отраслей. Если, например, говорить этом плане о гражданине, то наиболее широки и многообразны его административная право и дееспособность рождение, обучение, практическая работа, взаимоотношения с социальными, коммунальными, медицинскими, транспортными, правоохранительными. Однако они строго ориентированы например, гражданскоправовая сделка, налоговые обязанности и права и, что целом не является отличительным признаком административного права.

Наиболее тесно административное право взаимодействует с конституционным государственным правом. Аналогично решается вопрос о соотношении трудового и административного права. Традиционно, то есть так, как это принято при построении многих правовых отраслей, административное право подразделялось на две части общую и особенную. Однако имеет место известная модернизация, имеющая перспективное значение. Бывшая Особенная часть представлена как Административноправовая организация управления экономикой, социальнокультурной и административнополитической сферами. В перспективе предусматривается выделение еще одной части, а именно — Административнопроцессуального права, место которой — между двумя нынешними частями. При исполнении законов, административное право, занимая свое особое место, неизбежно вступает тесное взаимодействие с другими отраслями права. Кроме того, статьях конституции закреплены права, свободы и обязанности человека и гражданина, значительная часть которых практически реализуется только органами исполнительной власти. Нормы адмиистративного также регулируют отношения между органами исполнительной власти по управлению государственным и муниципальным имуществом, а также порядок наделения государственных и муниципальных учреждений соответствующим имуществом. Административное право по многим позициям связано с гражданским правом.

Субъектами имущественных отношений являются многие органы государственного управления и местного самоуправления, имеющие права юридического лица, которые реализуют таких отношениях их специальную гражданскую правоспособность. Взаимосвязь административного права с уголовным правом обусловлена наличием смежных и даже общих объектов административных правонарушений и преступлений. В свою очередь, административная ответственность может выступать качестве общей превенции преступлений. Административное право тесно связано с финансовым правом, регулирующим общественные отношения, возникающие процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Исторически административное право берет свое начало нормах конституционного права. В случаях, предусмотренных Гражданским кодексом, органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права.

Нормы административного и трудового права взаимодействуют при правовом регулировании института государственной службы. Законопроект О внесении изменений Федеральный закон О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации и статью 14 Федерального закона О рекламе предусматривает согласие правообладателя кинофильма для показа рекламы во время его демонстрации по телеканалу. Исследовательская волна, затронувшая практически каждого ученогоадминистративиста, обусловила всплеск интереса к административнодоговорной проблематике. И это обусловлено не только различными социальноэкономическими, политическими и иными общественно значимыми аспектами, но и потребностью административноправовой науки определить место, функции и роль административного договора системе административного права. Современные тенденции науке административного права позволяют говорить, что данная проблематика имеет не только теоретическое, но и прикладное значение, поскольку позволяет определить причины, результате которых административный договор должен занимать то или иное место как системе административного права, так и системе государственного управления. К сожалению, теоретики административного права традиционно рассматривают административный договор как одну из форм государственного управления. Старилов относит административный договор к одной из административноправовых форм осуществления управленческих действий. Место административного договора системе договорного права теоретический аспект исследования Вестник Евразийской академии административных наук. Стахов также рассматривает договор как специальное юридическое средство, направленное на обеспечение исполнения. На наш взгляд, имеет место быть и такая интерпретация административного договора, поскольку предоставляется возможность говорить и о договорном методе как самостоятельном методе административноправового регулирования управленческих отношений. Или же о договоре как о самостоятельном элементе административноправового регулирования.

Однако силу указанной выше возможности применения данной правовой категории административном праве, а также значимости данного понятия для административноправового регулирования использование отраслевого понятия договора к управленческой терминологии не вполне оправданно. Все вышеперечисленное своей совокупности вызывает определенные трудности исследователейадминистративистов. Однако, как показывает опыт административноправовых исследований, отдельные административноправовые категории и понятия проникли из других отраслей как публичного, так и частного права. К вопросу о понятиях и дефинициях административноправовой теории и практике Административное право и процесс. Остапенко о том, что для заключения и исполнения административных договоров целесообразно использовать, хоть и конкретных пределах, устанавливаемые гражданским законодательством общие требования договорного права. Однако не совсем понятно, к какой отраслевой принадлежности тяготеет договорное право. Необходимо отметить, что науке административного права наблюдается определенный хаос, обусловленный существованием различных концепций, научных идей, суждений, учений, представлений, а также взглядов на природу административного договора. Это указывает на положительную динамику и позволяет говорить о трансформации представлений об административном договоре процессе их предметного исследования.

Предпринимаемые попытки со стороны научного сообщества по предложению законодательного закрепления единых положений об административных договорах 14 не привели к появлению реальных нормативных правовых актов. Административный договор формирование современной теории и основные проблемы. Пролегомены к концепции административнодоговорного обязательства кауза административного договора Вестник Воронежского государственного университета. Единого доктринального подхода к определению места и роли административного договора. С другой стороны, следует указать и на тот факт, что большинство основных административноправовых категорий также являются достаточно дискуссионными до настоящего времени. Также юридической литературе отмечается, что отношения по поводу заключения, исполнения и расторжения административного договора регулируются материальными и процессуальными нормами, совокупность которых необходимо рассматривать качестве самостоятельного института административного права. Также не вполне понятно место административнодоговорного производства или процедуры рамках административного процесса целом. Это касается проблем рассмотрения споров, которые могут возникнуть на основе заключенных административных договоров. Данные направления, по нашему глубокому убеждению, имеют право на существование, но не являются вполне оправданными, поскольку не дают полноценного объяснения существу административных договоров.

В полном объеме согласиться с таким подходом не представляется возможным по ряду причин. Вопервых, юридическом смысле следует говорить о договоре как форме облечения тех или иных отношений к разновидности административного правоотношения, основе которого лежит взаимное волеизъявление сторон. Вовторых, административный договор может быть охарактеризован как правоотношение, имеющее регулятивный характер. Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту Административное право, сохраняя свою самобытность, выраженную его предмете и методе, тесно взаимодействует с другими отраслями российского права. Мнение западного ученого принципе справедливо и для наших условий. Так, связи с актуальностью проблемы правоохраны, как непременного элемента правового государства, административное право отличие от многих других правовых отраслей имеет и укрепляет свои собственные юридические средства защиты от посягательств на правовой режим сфере функционирования механизма исполнительной власти. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. Наиболее тесно административное право взаимодействует с конституционным государственным правом. Административное право как отрасль современного права появилось тогда, когда правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, процедуры деятельности. Административное право принадлежит к числу публичных отраслей, поэтому общеотраслевой режим административного права носит публично правовой характер. И таковой формой является административное право Как отрасль правовой системы, оно призвано регулировать общественные отношения, возникающие процессе реализации исполнительной власти, то есть сфере государственного управления. Административное право, будучи по своей сути правом внутреннего, то есть внутригосударственного, управления, окружает нас со всех сторон, независимо от того, ощущаем мы это или. Далее рассмотрим вопрос об отграничении административного права от иных отраслей российского права.

Система и источники административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины Административное право, как и любая другая отрасль, имеет свою систему, которая указывает, как, каким образом внутри данной отрасли группируются составляющие ее нормы права. Нормативные правовые акты центральных федеральных и субъектов Российской Федерации органов исполнительной власти министерств и ведомств виде приказов, постановлений, инструкций отраслевого или межотраслевого регулирования. Наука административного права — часть правовой науки, точнее, одной из правовых наук характерной и специфической ее особенностью является связь с науками неправовыми, изучающими вопросы организации и управления любыми процессами экономическими, техникотехнологическими, социальнопсихологическими. К ним относятся право человека на жизнь право на жилище право на свободу и личную неприкосновенность право на уважение его личной и семейной жизни и неприкосновенности жилища право на свободу мысли, слова, совести и религии право на собственность право на труд и свободное распоряжение своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Различные ученые выделяют различные признаки права, однако практически все теории признают следующие признаки Нормативность. Современные тенденции развития России придают особое значение ценности права. В рамках административного процесса часто имеет место субсидиарное применение норм уголовнопроцессуального и гражданскопроцессуального права. Объясняется это тем, что, как уже отмечалось, управленческие по своей сути отношения возникают сферах, регулируемых не только административным правом. Связь административного права с финансовым, налоговым и таможенным правом. Вместе с тем органы исполнительной власти сдают земельные участки аренду. Связь административного права с уголовным правом осуществляется по мере квалификации состава административного правонарушения.

Федеральные органы исполнительной власти могут принимать нормативные правовые акты. Очень интересные и глубокие взаимосвязи можно обнаружить между административным правом и муниципальным правом. В предмет муниципального права входят отношения области местного самоуправления. Правоохранительная служба осуществляет свои задачи и функции как сфере действия уголовного, так и административноделиктного права. Например, административном праве существует и активно применяется институт административных договоров, предполагающий равноправие субъектов договора. Но вопросе о месте административного права системе права, его роли и дальнейшем пути развития разработка этих теорий может помочь более четко определить понятие государственного управления, категорию прав человека, разграничить публичные и частные интересы. Другой базовый метод диспозитивный олицетворяется нормами гражданского права.

И Общая, и Особенная части административного права состоят из отдельных административноправовых институтов. На основании общего правила нормативные акты должны распространяться на всех лиц, которые находятся на территории юрисдикции правотворческого органа как на граждан этого государства, так и на лиц без гражданства, иностранцев. По своему юридическому значению все правомерные действия делятся на юридические поступки и юридические акты. В зависимости от того, обусловлено возникновение событий волей человека или нет, их принято подразделять на абсолютные и относительные события. Субъектами любой отрасли права признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. Характерной особенностью административного права является огромное разнообразие субъектов административноправовых отношений. Важным фактором, влияющим на функционирование административных комиссий, является четкое определение и закрепление их статуса. Однако, и федеральном законодательстве, и законодательстве субъектов это не сделано. В настоящее время административные комиссии не уполномочены рассматривать дела, относящиеся к федеральной компетенции. Можно рассмотреть правовое регулирование деятельности этих органов на примере законодательства Вологодской области.

Они скорее всего должны быть отнесены к иным коллегиальным органам административной юрисдикции, поскольку их юрисдикционная компетенция связана со сферой деятельности тех государственных органов исполнительной власти, структуре или при которых они состоят 12. Во вторую группу следует включить договоры по оказанию услуг самими правоохранительными органами по отношению к третьим лицам как правило, отношении граждан и юридических. Осуществляя охрану вверенного объекта подразделения вневедомственной охраны способствуют повышению уровня безопасности стратегически важных объектов, имеющих общественное значение. Они управомочены издавать обязательные предписанию по устранению имеющихся на таких предприятиях недостатков 2. В июне 2007 года Федеральный закон Об основах туристской деятельности Российской Федерации были внесены существенные изменения. К исполнителям относят также и турагента, который действует на основании договора с туроператором. Если же претензия не принесла желаемого результата, то конфликт придется перенести. Если свидетель не может явиться на судебное заседание, то его показания могут быть оформлены у нотариуса. Таким образом термин латинского происхождения администрация управление стал универсальным средством для характеристики определенного вида деятельности, то есть совокупности действий, направленных на достижение определенных общественно значимых целей. В последнем разделе представлено место административного права правовой системе Российской Федерации и его взаимосвязь с другими отраслями права.

Административное право призвано регулировать особую разновидность общественных отношений, главным признаком которых является то, что они возникают, развиваются и прекращаются сфере государственного управления связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти. Сторонами этих отношениях выступают соподчиненные исполнительные органы, а также должностные лица внешниеотношения это отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие систему исполнительной власти на граждан, общественные отношения, коммерческие структуры, том числе частные Наука административного права различает, таким образом, индивидуальных и коллективных субъектов права, речь о которых пойдет ниже. Коллективными субъектами административного права могут выступать различные объединения граждан, а их числе разные по своему назначению и статусу подразделения органов государственной исполнительной власти. В зависимости от того, кем приняты те или иные законодательные и нормативноправовые акты по юридической силе источники административного права можно разделить на несколько типов. Это, как уже отмечалось выше, предопределяется многообразием практического применения действующего Российской Федерации механизма исполнительной власти. Несоблюдение или недобросовестное выполнение административноправовых норм влечет за собой приведение действие предупредительных, пресекательных и карательных средстве административнопринудительного характера. В то же время наиболее сложно провести грань между, например, административным правом и такими отраслями права, как финансовое, земельное, природоохранительное экологическое, предпринимательское. Прежде чем приступить к анализу предмета административного права и методов его правового регулирования, целесообразно рассмотреть практическую основу административного права, которая обуславливает важнейшие черты регулируемых административным правом общественных отношений С данной точки зрения административное право можно охарактеризовать как управленческое право, право управления, так как оно регулирует общественные отношения, складывающееся при организации и функционировании исполнительной власти, отношения сфере государственного публичного управления. Таким образом, и возникают элементы сдерживания и сбалансирования всех ветвей государственной власти. Основное средство воздействия законодательной власти на функционирование власти исполнителей принятие законов и других правовых актов, которые обязательны для указанных органов. В ней сосредоточена вся реальная практическая работа по осуществлению актов высшего руководства. Эти признаки содержания исполнительной власти универсальность, предметность, принудительность, организующий характер детерминируют ее организационную форму единую, большую по объему, иерархически построенную государственную систему. Поскольку исполнительная власть, управленческая деятельность и само управление характерны практически для всех сфер общественной и государственной жизни, то административное право можно с уверенностью характеризовать как центральную отрасль правовой системе, которая воздействует на многие другие отрасли права и испытывает на себе влияние со стороны иных правовых отраслей словом этой отрасли права фокусируются многие общественные отношения, являющиеся предметом правового регулирования со стороны иных отраслей, например, конституционного, уголовного, финансового права.

Принципиально важный характер этой отрасли права подчеркивает и главный метод правового регулирования императивный метод, метод властных предписаний. В порядке первого приближения к содержанию предмета административного права можно предложить такое определение. Административное право регулирует не деятельность, а отношения, возникающие при этом. Административное судопроизводство это рассмотренное судами административных дел порядке, регламентируемом процессуальными нормами административного права. Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству 3 Организационная функция, проистекающая из организационного характера государственноуправленческой деятельности, который постоянно поддерживается нормами административного права. Административное право целостная система правовых норм, которые объединяют предмет, цели, принципы, метод регулирования. Общая часть включает общие для государственной администрации регулятивные и охранительные нормы и нормы, регулирующие административное судопроизводство. Административное право очень важная отрасль права, так как роль публичной администрации России велика.

Административное право как одна из отраслей правовой системы Российской Федерации объективно связана с таким социальным явлением, которое обозначают как управление. Реализация законодательстве идей естественных и неотъемлемых прав гражданина, разделения властей, контроля за государственной администрацией необходимое условие превращения полицейского права административное. Здесь имеется виду прежде всего внешняя деятельность органов исполнительной власти, всей системы гнов государственного управления, для осуществления которой они собственно и созданы, а именно, организация экономики, социальнокультурной и административнополитической деятельности. Административная правоспособность выражается определяемой административноправовыми нормами возможности данного субъекта приобретать административноправовые обязанности и права, а также нести юридическую ответственность за их практическую реализацию сфере государственного управления. А их можно без труда обнаружить на различных участках хозяйственной, социальнокультурной и чисто административной оборона, безопасность, внутренние дела. Отсюда видно, что не все общественные отношения, по своей природе являющиеся управленческими, могут быть отнесены к предмету административного права.

Его нормы оказывают определенное регулирующее воздействие на них тех случаях, когда это прямо предусматривается действующим законодательством. Особо следует выделить управленческие отношения, которые возможны между различными звеньями системы исполнительной власти, с одной стороны, и исполнительными органами администрацией системы местного самоуправления — с другой. Необходимо особо подчеркнуть, что административное право ориентировано на определяющее качество государственноуправленческой деятельности При этом оно регулирует не исполнительную власть как таковую это функция законодательства, а ее внешние проявления. Следует учитывать ряд факторов, которые непосредственно влияют на усиление роли административной юстиции. Это значит, что континентальных странах существует правило об универсальной подведомственности орган административной юстиции подается любая жалоба, связанная с деятельностью органов управления1 независимо от сферы общественных отношений, к которой она относится. Как показывает опыт указанных стран, наиболее часто административные трибуналы поступают жалобы, связанные с проблемами здравоохранения, благосостояния населения, занятости, гражданского строительства, работы полицейских органов, исправительнотрудовых учреждений, вопросами образования и просвещения. Как уже отмечалось, классическим образцом первой из вышеуказанных систем считают французскую административную юстицию. На решения административных апелляционных судов могут быть поданы кассационные жалобы Государственный совет. К ним, частности, относят финансовые и дисциплинарные суды, действующие на основе специальных нормативных актов и соответствии с выработанными для них процессуальными правилами.

Областной административный трибунал состоит из председателя, назначенного из числа членов Государственного совета, и не менее чем 5 членов. Поскольку законным интересам необходимо было обеспечить надлежащую судебную защиту За ней были признаны полномочия рассматривать жалобы о некомпетентности, превышении власти и нарушении законов связи с действиями и решениями органов управления, наносящими ущерб законным интересам граждан. В отличие от Франции, где судья по административному делу не управомочен предписывать администрации конкретные действия, Италии административный судья обладает способностью не только аннулировать любой акт административного органа, но и потребовать от администрации принятия нового административного акта. Члены Административного Суда назначаются из судей не менее трети состава и из опытных гражданских служащих, обязательно представляющих различные федеральные земли. Барри делает вывод о том, что подавляющее большинство судебных исков касается незаконных решений и действий государственных властей, нарушающих интересы гражданина. Этот орган был создан для решения споров по вопросам торговли, цен, налогообложения, охраны интересов потребителей. Это связано не последнюю очередь с тем, что большую опасность для гражданина, его чести, достоинства и свободы представляют любые формы злоупотребления властью со стороны должностных. Указанные принципы закрепляются законодательстве двумя способами титульный конкретной норме права, статье закона и смысловой вытекает из анализа содержания нормативного акта.

Управление есть функция организованных систем различ ной природы биологических, технических, социальных, обеспе чивающая их целостность достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности. Административное право как любая отрасль права использует качестве средст ва правового регулирования три юридические возмож ности предписание возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия условиях, предусмотренных правовыми нормами запрет фактически также предписание, но иного характера возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия условиях, предусмотренных правовыми нор мами дозволение юридическое разрешение совер шать условиях, предусмотренных правовыми нормами, те или иные действия, либо воздержи ваться от их совершения по своему усмотрению. Являясь одной из базовых отраслей всей системы российского права, административное право широко взаимодействует с другими отраслями. Нормами административного права регулируются правила движения имущества передача, изъятие. Поэтому деятельность государственных служащих от имени государства по выполнению организующих функций, относящихся к управленческой деятельности регулируется нормами административного права. В некоторых случаях гипотеза может быть обнаружена других, смежных или однородных актах. Диспозиция как центральная часть административноправовой нормы выражается определении прав, обязанностей и ответственности субъекта права. Реализация норм административного права это воплощение норм права правовом поведении субъектов управленческих правоотношений, процесс практического воплощения жизнь государственной воли, выраженной административноправовых нормах.

В центре его вн и мания находятся те виды такого рода отношений, кот о рые непосредственно возникают связи с практическим выполнением задач и функций государственноуправленческой деятельн о. Так, зависимости от особенностей их участников выделяются следующие наиболее типичные их виды а между подчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационноправовом уровне например, вышестоящие и нижестоящие органы между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационноправовом уровне например, два министерства, администрация двух областей между субъектами исполнительной власти и находящимися их организационном подчинении ведении государственными объединениями корпорации, концерны, предприятиями и учреждениями между субъектами исполнительной власти и не находящимися их организационном подчинении ведении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями по вопросам финансового контроля, административного надзора между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социальнокультурными объединениями, предприятиями и учреждениями коммерческие структуры между субъектами исполнительной власти и гражданами. По этому критерию выделяются две группы таких о ношений а внутренние или внутриорганизационные, внутрисистемные. Несмотря на спорность такой позиции, следует признать, что эти органы не могут быть исключены из числа возмо ных участников управленческих отнош ний, регулируемых административным правом. Что представляют собой правовые средства регулирования общественных отн о шений?. Тем самым условность, присущая делению методов пр а вового регулирования только на гражданскоправовые и административноправовые, усиливается еще большей степени. Последняя обязана подчиниться предписаниям, исход я щим от нос и теля распорядительных прав. Важнейшее значение при этом имеет то, что с помощью администр а тивной отвественности все большей мере осуществляется защита не только управленческих общественных отношений, но и мн о гих др у гих финансовых, трудовых, природоохранительных. Гражданское и административное право регулируют нередко с внешней стор о ны сходные общественные отношения имущественного характера, орие тируясь на преобладающее значение тех или иных элеме тов метода правового регулирования. На республиканском уровне роль источников административного права выполняют Конституции республик, их законодательство, президентские и правительственные нормативные акты, такого же рода акты министерств и ведомств. Эта группа норм отражает особе ное административноправовом регулировании то, что характерно для проявления роли администрати ноправовых институтов межотраслевом и отраслевом управлении, государстве ном регулировании. Если предмет науки говорит о том, какой объект сл дует изучать, то метод показывает, с помощью каких приемов и способов данный объект изучается, и с следуется. Поэтому административноправовые нормы как регулятор общественных отношений управленческого типа могут характеризоваться качестве одной из важнейших юридических форм правоприменения сфере государственного управления. Тем самым они служат одним из существенных юрид и ческих средств, придающих этим нормам характер реально работающих правовых установлений, а также детализиру щих и конкретизирующих содержащи ся них общие правила поведения.

Поэтому на долю административноправовых норм, создаваемых субъектами исполнительной власти, падает основная нагрузка по приданию тем или иным позициям, законодател но закре ленным, прямого действия. Это особенно важно современных условиях, когда все большее число объектов различного назнач ния утрачивает государственный характер, и, соответственно, воздействовать на их а боту распорядительным путем не пре ставляется возможным. Регулирующее воздействие административноправовых норм весьма ма с штабно. Процессуальные административноправовые нормы регламентируют и намику государственного управления и связанных с ними управленческих отношений. В ее основе тот или иной вар и ант метода административноправового регулирования управленч ских общественных отношений. Природа их отличается своеобразием, ибо рекомендации, как правило, не имеют юридическиобязательного характера. По кругу физических лиц действие административноправовых норм связано с распространением устанавливаемых ими правил либо на всех граждан, либо на отдел ные их группы военнослужащие, беженцы, пассажиры, работники определенного и нистерства.

Реализация административноправовых норм означает практическое использ о вание содержащихся них правил поведения целях регулиров а ния управленческих отношений проведение жизнь содержащихся них различным образом выраже ных волеизъявлений. Указанная особенность административноправовых отношений выражает кач ства, обнаруживаемые и ряде иных правоотношений. Таким образом, административноправовые отношения являются особой разн о видностью организационных отношений. Однако определенный элемент соглашения сторон вовсе не исключается при возникновении административных правоотношений. Следовательно, инициатива рассматриваемом плане не оказывает шающего влияния на главные качества административноправового регулиров а ния решающей стороной является односторонний носитель юр и дическивластных полномочий. К первым относятся административноправовые отн о шения, которые могут быть выражены формулой командаисполнение.

Для правильного понимания сути управленческой горизонтальности нео ходимо учитывать следующие обстоятельства вопервых, действительное, а не формальное юридическое равенство участников административноправовых отношений реально при наличии одинакового правового уровня сторон, и соответственно, отсутствии выраженной любой форме их соподчиненности вовторых, обязательное одновременное наличие конкретных управленческих связях этих двух признаков, ибо отсутствие соподчиненности не всегда тождественно юридическому равенству сторон втретьих, столь же обязательно отсутствие юридическивластного волеизъявления одной стороны, адресованного другой. Тем не менее, упра ленческая практика дает определенные основания для отнесения к их числу следующих административноправовых отношений Это связи, возникающие между находящимися на одинаковом правовом уровне исполнительными органами должностными лицами, которые они вступают по пов о ду, например, подготовки принятия совместных нормативных актов управления а пример, между двумя министерствами отношения по с о гласованию совместных управленческих действий отношения связи с пров дением совместных заседаний например, коллегии двух министерств отношения по формированию межведомс венных консультативных, совещательных или координационных советов отношения между органами исполнительной власти и, например, профсоюзными органами по о воду удовлетворения законных интересов последних на предмет заключения или и менения тарифных соглаш. Публичное право призвано обеспечивать и охранять общие интересы государства. Будучи главным критерием деления права на отрасли, предмет правового регулирования все же не позволяет провести окончательное деление системы права на составляющие элементы. Предписание как метод правового регулирования предполагает возложение на субъект управленческой деятельности обязанностей, определенных административноправовыми нормами. Метод административного права представляет собой определенное соотношение предписания, запрета и дозволения. Институт государственной службы, носящий комплексный характер, с учетом его количественного и качественного наполнения, большей мере тяготеет к тому, чтобы получить статус подотрасли. Вместе с тем, отличие между этими отраслями заключается предмете и методе правового регулирования, что обусловило их отнесение соответственно к частному и публичному праву. Сравнению подвергаются различные административноправовые нормы внутри института административного права нормы различных институтов административного права институты административного и иных отраслей права скажем, административной ответственности и уголовноправовой ответственности. Изучив каждый элемент отдельности, исследователь воссоединяет элементы единое целое, избрав качестве основы наиболее существенный элемент. С этого момента учебные курсы, читавшиеся университетах рамках камералистики, включались отдельные блоки административных и экономических дисциплин, учреждались первые кафедры камералистики.

Наука российского административного права прошла путь, схожий с западной административноправовой наукой. Наряду с этим широко применяются труды таких видных русских административистов, как. Наиболее значимую роль регулировании этого процесса выполняют административноправовые средства, что обусловлено их потенциалом, способностью эффективно воздействовать на управленческие отношения. Механизм административноправового регулирования относится к числу сложных социальноправовых явлений и силу этого обладает внутренней организацией структурой. Центральным элементом выступает норма административного права, так как все другие элементы производны и обусловлены административноправовыми нормами. Принцип гуманизма выражается том, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. В данной статье определен исчерпывающим образом лишь объем полномочий Российской Федерации области законодательства об административных правонарушениях. Регулятивные нормы регулируют позитивные управленческие отношения путем предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей на субъектов государственного управления. Это позволяет более глубоко проникнуть сущность административноправовой нормы, а, следовательно, избежать ошибки при ее реализации. Гипотеза административноправовой нормы позволяет привязать абстрактный вариант поведения, выраженный форме гипотетического суждения, к конкретной жизненной ситуации, субъекту, времени и месту. Она выступает важнейшим элементом административноправовой нормы, ее сердцевиной, которой заключена модель правомерного поведения. Совершенно очевидно, что каждый из видов толкования играет определенную роль рамках механизма административноправового регулирования. Это обусловлено тем, что при разрешении конкретного управленческого дела возможна ссылка только на официальные разъяснения сущности и содержания административноправовой нормы, которые можно найти актах толкования.

Другими словами, нормативным оно является силу того, что содержит обобщенные формулировки, обязательные для рассмотрения неограниченного перечня ситуаций, регулируемых интерпретируемыми административноправовыми нормами. Цель правоприменения может быть достигнута полной мере, частично и не достигнута вообще. Большое значение при характеристике административноправовых отношений имеют предпосылки, которые предваряют их возникновение. Содержание административноправовых отношений образуют субъективные права и юридические обязанности их участников. Реализация субъективного права предполагает активность, инициативу управомоченного лица. Требование исполнения юридической обязанности сверх меры это нарушение законности. Юридические факты это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма административного права связывает возникновение, изменение или прекращение административноправового отношения. Положительными юридическими фактами являются такие факты, с наличием которых административноправовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение административноправовых отношений. В зависимости от направленности различают внешневластные и внутриорганизационные административноправовые отношения. С учетом функций административноправовых норм различают регулятивные и охранительные административноправовые отношения.

По своей природе управление вообще и государственное управление частности основываются на субординационных связях между их участниками. Горизонтальные административноправовые отношения возникают между субъектами административного права, которые не находятся отношениях властиподчинения. Административноправовые отношения могут возникать вопреки воле их участников, что обусловливается возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. С учетом способа защиты административноправовых отношений от противоправных посягательств выделяют отношения, охраняемые судебном и во внесудебном административном порядке. Все эти обстоятельства требуют внимательного и ответственного отношения курсантов и слушателей к изучению административного права. Процесс становления и развития административногосударственного управления как теории управления обществом является сравнительно молодым России. И как любое новое явление оно анализируется во взаимосвязи с иными теориями, идеями и суждениями. В то же время, несмотря на значительную активизацию последнее время правотворчества сфере административного законодательства, его развитие, по мнению российских правоведов, идет противоречиво и медленно. Управление существует во всех сферах общественной жизни, эта деятельность велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях управленческая деятельность настолько специфична, настолько связана с особым видов управляемой деятельности, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права.

Соответствующие юридические нормы закрепляют систему органов исполнительной власти, организацию службы, комплектацию органов и служащих, их взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы государственных и муниципальных органах. Правовое регулирование общественных отношений сфере государственного управления осуществляется путем установления закрепленных нормах административного права правил поведения, юридически обязательных для всех участников регулируемых отношений. Дело том, что далеко не всякое общественное отношение сфере деятельности органов государственного управления и с их участием является управленческим. В основу такого разделения положены как различия выражении воли и интереса. Решения этого органа носят для Президента рекомендательный характер и оформляются его указами. Должностные обязанности и права это установленные и гарантированные государством меры должного и возможного поведения государственного служащего области государственно служебных отношений. Обязанности и права устанавливаются не для каждого государственного служащего. Подводя итог вышесказанному, можно дать соответствующее понятие административного правоотношения, как урегулированного административноправовой нормой управленческого общественного отношения, котором стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административноправовой нормой. К первым можно отнести отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями механизма исполнительной власти, между должностными лицамируководителями и подчиненными им по службе работниками административноуправленческого аппарата, между исполнительными органами должностными лицами и гражданами, несущими определенные административноправовые обязанности. В демократическом государстве организация и осуществление власти базируются на принципе разделения властей, который сочетается с принципом местного самоуправления. Этот принцип обеспечивает такую децентрализацию системы управления Российской Федерации, которая делает эту систему управления наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление создает необходимые условия для приближения власти к населению, создания гибкой системы местного управления, хорошо приспособленной к местным условиям и особенностям. Формами прямого волеизъявления, посредством которых граждане непосредственно осуществляют местное самоуправление, являются референдум, выборы, собрания сходы. В ходе избирательной кампании граждане своими предложениями направляют деятельность органов местного самоуправления, критически оценивают их работу. Не могу избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся местах лишения свободы по вступившему законную силу приговору суда. Брэбан, нет таких секторов общественной жизни, которые выпадали бы целиком изпод сферы административноправового контроля. В каждой из них правовую базу составляю, как правило, нормы различного отраслевого профиля с преобладанием удельного веса собственных норм Например, земельном или прирооохранительном праве ярко проявляется тесное взаимодействие гражданскоправовых, административноправовых и уголовноправовых норм. Следствием данной особенности действующей правовой системы является проникновение административного права сферу регулятивного функционирования иных правовых отраслей. Механизм их соотношений таков, что фактически значительная часть отношений, отнесенных к предмету названных отраслей, реализуется нормами административного права и свойственными ему правовыми средствами.

Административное право относится к числу самых несистематизированных, а тем более — кодифицированных отраслей правовой системы Российской Федерации. В данном случае исполнительная власть рассматривается как политикогосударственное явление, как средство обеспечения публичных интересов. Взаимоотношения органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления с предприятиями, организациями любых организационноправовых форм, с гражданами отношения, возникающие при осуществлении административного судопроизводства. Координационная функция, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления. Административное право целостная система правовых норм, которые объединяют предмет, цели, принципы, метод регулирования. Институты, регулирующие обеспечение законности деятельности органов исполнительной власти, муниципальных исполнительных органов, их должностных лиц, принуждение по административному праву, административное судопроизводство. Лукина этот институт создан для того, чтобы осуществлять государственную защиту прав человека. Если раньше основное внимание административного права было адресовано аппарату государственного управления, то современных условиях наблюдается его заметная переадресовка, что находит свое непосредственное выражение том, что одним из самых важных направлений административноправового регулирования становятся общественные отношения, возникающие между личностью и обществом, государством и гражданином. Административноправовые нормы, регулирующие общественные отношения области внутренних дел государства, содержатся законах, указах, постановлениях исполнительных органов и других актах органов государственной власти.

Систему источников административного права составляют нормативные правовые акты, изданные органами государственной власти федерального уровня, а также республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов Москвы и СанктПетербурга. Тесное взаимодействие норм конституционного и административного права отчетливо проявляется. Административное право тесно связано с гражданским и трудовым правом. Как соотносятся между собой конституционное, административное, уголовное и гражданское право?. В итоге концепция безопасности строилась на силовых представлениях о способах решения внутренних и внешних проблем, а не на гармонизации интересов охрана правопорядка нацеливалась на репрессию, что было особенно заметно хозяйственных вопросах. Предполагается решение задачи размещения актуальных, достоверных, легко доступных и исчерпывающих сведений о порядке предоставления государственных услуг, требованиях, предъявляемых к заявителям и представляемым документам, а также обеспечение актуализации этих сведений. Предмета науки административного права, как и ее самой, еще не существовало, как не существовало сформированной системы распределения властей, а также административноправового порядка, рамках которого были бы установлены правовым путем субъективные права индивидуумов по отношению к государственной власти. Последний определяет место полицейской науки системе публичного права, характеризует полицейскую власть как орган защиты общества от опасностей. Майер осуществляет догматическую разработку понятий и принципов публичного права. Сформулированные им понятия субъективного публичного права, публичной собственности и публичного предприятия являются заметным вкладом теорию административноправовой науки. Андреевского 18311891, изложившего свою концепцию полицеистики фундаментальном труде Полицейское право. И, наконец, третий этап знаменует формирование и развитие специализированных органов исполнительной власти. Полиция благосостояния имеет целью создание социальноправовых гарантий духовного развития народа, она является правореализующим фактором общегосударственной социальной политики.

Белявский 1869, который своих произведениях высказывает мнение о том, что современное состояние общественной жизни предусматривает повышение роли государства управлении. Определенное внимание его произведениях уделено организации государственной службы. В течение двух десятилетий своего существования при новой власти административное право дважды запрещается как отрасль правоведения и учебная дисциплина впервые 19171921 гг, вторично — 1928—1937. Студеникина, вышедший свет во втором издании, продолжил и развил традиции этой науки. Новые взгляды на роль и сущность административного права Украины нашли воплощение не только научных статьях и докладах, но и учебниках по административному праву, уже вышедших из печати, а также тех, которые находятся процессе подготовки авторскими коллективами ведущих вузов страны. Публичное право включает отрасли, разной степени связанные с правовым механизмом организации и функционирования самого государства и его органов конституционное государственное право, административное право, уголовное право. На самом же деле административная реформа никак не может быть сведена только к уменьшению управленческого аппарата и соответствующей экономии средств. Таким образом, нехватка средств нашем государстве существенно влияет и на темпы, и на глубину проведения мер административной реформы. Итак, существует принципиальное единство этой ветви власти с управленческой деятельностью государства. Итак, есть все основания считать, что концептуальном утверждении и фактическом внедрении принципа верховенства права как базового критерия определения общественной ценности административного права заключаются глубокий смысл и конечная цель реформы научной доктрины и практики реализации украинского административного права на современном этапе. Конечно, необходимо осознавать, что существующие странах мира правовые, том числе административноправовые стандарты, достаточно разнообразны и чеголибо единого общеевропейского а тем более — мирового чистом, так сказать, виде не существует.

В ходе реформы административного права конкретных законопроектных работах было бы очень полезно учесть и использовать те принципы, которые уже хорошо себя зарекомендовали практике зарубежных стран. А проведение административной реформы призвано содействовать внедрению практику украинского государство и правотворчества новой идеологии отношений между государством и человеком, суть которой — служении государства интересам человека. Нормы конституционного права закрепляют определяющие принципы, на которых основано устройство общества и государства, которые характеризуют положение человека обществе и государстве, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина. Закрепляя различные формы собственности, права собственников, принципы хозяйствования, конституционное право служит базой для гражданского права. Поэтому думается, что фетишизация частноправовых начал регулировании общественных отношений с участием гражданина, ничем не оправданное противопоставление частного и публичного, попытка увязать само понятие публичности с государственным централизмом, авторитарными началами администрирования сегодня лишены всяких оснований78. Он считал, что назначение государственного права состоит том, чтобы устанавливать важнейшие, отправные начала для всех отраслей права. Щетинина, вопрос о предмете и методе правового регулирования, как определенном критерии выяснения сущности и специфики государственноправовых отношений, также подменяется вопросом о месте государственного права системе права. В равной степени это относится и к установленным Конституцией обязанностям граждан88. Они закрепляют основы организации финансовой деятельности государства.

Тем самым нормы конституционного права устанавливают основы муниципального права. Их разграничение не представляет особых затруднений ни с теоретической, ни с практической точек зрения. Это отражено ряде трудов русских ученых области государственного. Вельский указывает на следующие три фактора, обусловившие возникновение и развитие административного права 1 регламентация охраны общественного порядка 2 регламентация государственного управления 3 обеспечение реализации субъективных прав граждан. В западноевропейских странах административное право развивалось практически по единому сценарию, впрочем, достаточно сложному и интересному. В эпоху абсолютизма существовавшие то время государства, практически суверенные территориально, приняли абсолютизм как форму правления по французскому образцу. Из королевских канцелярий и центральных чиновничьих аппаратов управления распространялись указы, которые подражание римскому образцу назывались эдиктами, мандатами, рескриптами. Практически во всех странах, входивших Священную Римскую империю, —. Вместе с тем этот документ содержал ряд положений, которые имели важное значение и для административного права. Таким образом, административное право, понимаемое как юридическая материя, содержащая права и обязанности государства и граждан, становилось важнейшим фактором демократического развития второй половины столетия. В этом смысле данное понятие употреблялось положениях об имперской полиции Германии от 1530, 1548 и 1577. Деламаре являлся одним из известных исследователей полиции и ее деятельности. Термином полиция ту эпоху обозначалось также всеобщее общественное благосостояние.

Однако современная полиция выполняет установленные законом задачи и функции по обеспечению безопасности и общественного порядка. Первые попытки уточнения всеобъемлющего понятия полиция смысле изменения его внутреннего содержания и 1 Термин полиция, существовавший теории дватри века назад, практически невозможно сравнивать с современным определением полиции и действующим полицейским правом, выступающим качестве самостоятельной части административного права его особенной части. В эпоху абсолютизма полиция и полицейская деятельность рассматривались как один из главных конституционноправовых вопросов. Таким образом, обеспечение и поддержка общего благосостояния населения отныне перестает быть задачей полиции. В кройцбергрешении административного суда объявляется недействительным и незаконным изданное полицейское распоряжение, которое ограничивало высоту новой застройки земельных участков, с тем чтобы не препятствовать обзору исторического военного памятника Победы, сооруженного Берлине на возвышенности Кройцберг. Примером такого подхода к полицейскому праву является законотворческая деятельность некоторых европейских странах. На следующий год законодатель впервые использовал термин земская полиция. Для усиления личного состава городской полиции были установлены дежурства дворников некоторые полицейские обязанности были возложены на домовладельцев и их управляющих полицейскими полномочиями могли быть наделены также солдаты и казаки. С этого момента можно говорить и о новом соотношении между Полицией и юстицией от полиции отпала вся следственная часть, Но оставлено производство дознания.

Административные учреждения, полицейские органы и другие субъекты публичной власти могут применять отношении частных лиц меры административного принуждения, которые могут порой существенно ограничивать права и свободы граждан. Законы, регламентирующие управленческую деятельность, более точно определили и обязанности частных лиц по отношению к администрации. Ведь главная задача административного права — это обеспечение публичных интересов посредством законодательных актов. Губернские присутствия являлись одновременно органами прямого управления и органами надзора, что выделялось современниками качестве недостатка института русской административной юстиции. В этих случаях граждане были лишены возможности защиты своих прав и неприкосновенности, кроме подачи жалобы вышестоящий орган вышестоящему должностному лицу, который может наложить на подчиненных лиц дисциплинарное взыскание либо освобождает их от ответственности. Параллельно получила развитие и юрисдикция учреждаемых административных судов.

Кстати, и чисто управленческие науки находятся России на обочине современного развития. Российское право традиционно относится к романогерманской правовой семье. С нашей точки зрения, мировой литературе найдутся материалы, подтверждающие тесное переплетение русской и западноевропейской правовых культур. В связи с этим делается вывод и о том, что современное русское право существует виде квазироманской системы, которая так и не восприняла ее исконного культурного духа, религиозноэтических традиций, политической идеологии, и что российская правовая система не укладывается логические, идеологические, культурноисторические рамки романогерманской правовой семьи. Аннерса, использование Россией шведского права оказало воздействие и на сферу государственных принципов. При создании России чиновничьего аппарата и судебных инстанций на государственные должности, как правило, назначались офицеры, получившие преимущественно военное образование и не имевшие достаточных познаний сфере управления, государственного строительства и права. Иван Грозный отменил систему кормлений, установив налог пользу казны, которая и явилась источником содержания лиц, занимавших управленческие должности. При исполнении своих обязанностей, пределах, законами для сего начертанных, Гражданские Губернаторы должны точности сообразоваться и с порядком, для каждого рода дел установленным.

В остальном практика административной деятельности подпадала под некоторые инструктивные указания, деловые обыкновения и личное усмотрение служащих, правовой статус которых также не был нормативно установлен на них распространялось законодательство о труде.

Образовательный сайт для студентов и школьников — College-all
555
Просмотров: 5