Дюркгейм социальная структура

Однако реальной жизни предпринимателя или рабочего вообще не существует. Например, студенты процессе обучения совершают какието действия слушают, пишут, читают. Это приводит к обособлению людей, преодоление которого требует установления социальной связи солидарности между ними. Дюркгейм выделяет два типа социальной связисолидарности механическую и органическую. Механическая солидарность идентичность существует первобытнообщинных, синкретических обществах, где нет достаточного разделения труда и функций между людьми форме языка, обычаев, верований, мифов. Органическая солидарность возникает более развитых, постпервобытных, обществах, которых разделение труда и функций людей ведет к обмену продуктами, деятельностью, знаниями.

Дюркгейм рассматривает такой социальный факт, как самоубийство суицид. Вовторых, эгоистическое самоубийство вследствие развития крайнего индивидуализма. Есть нарушение авторского права?. Отёска стен и прирубка косяков Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только воображении, приходится подниматься с улицы дом по трапу. В детстве будущего автора социологической теории религии готовили к религиозному поприщу его предков. Дюркгейм закончил Высшую Нормальную школу Париже, после которой течение нескольких лет преподавал философию провинциальных лицеях, затем преподавал социальную науку Бордосском университете, где. Он считал также, что генетически общество возникает результате взаимодействия индивидов но раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам. Он не имеет права объяснять электромагнитные колебания на основе биологических или психологических причин. Не так ли должен поступать социолог?. Почему уровень самоубийств ниже у католиков, а не у протестантов, у женатых, а не у холостых?. Однако этот способ рассмотрения столь же уместен и для других процентных проблем, таких, как частотность и стереотипы миграции, профессиональная мобильность.

Мы сможем дать здесь лишь самое беглое описание аналогичного развития исследований, проводившихся значительно более позднее время, — исследований юношеской преступности. Социология не должна быть просто иллюстрацией готовых и обманчивых трюизмов. Здесь мы снова имеем дело со взаимодействием поверхности явлений и того, что за ней скрывается. Содержательной основой этого журнала стали обзоры антропологических исследований, а также обобщающие статьи Дюркгейма, Марселя Мосса, Анри Хюбера, Селестина Бугля и других, написанные одиночку или соавторстве. Наличие мужа или жены, детей, принадлежность к религиозной конфессии со значительными элементами ритуала и контроля над индивидом со стороны сообщества к такого рода религиям принадлежат католицизм или еще большей степени иудаизм это просто различные индикаторы более общей идеи, которую пытался доказать Дюркгейм. Дюркгейм был заинтересован теоретических обобщениях, а не анализе самих эмпирических индикаторов. Дюркгейм пытался обнаружить абстрактный скелет, который лежит основе всех частей общества. Как позже скажет Талкотт Парсонс, его задача не состояла эмпирической интерпретации она была чисто аналитической. Начиная с Конта, социология исходила из того, что обществе действуют глубинные, непреодолимые силы, подобные тем, которые действуют мире природы. Они являются результатом деятельности множества индивидов, сформировавших определенную систему общественных отношений, определенные способы деятельности, определенные формы общественной связи. Последние внутри целостной группы не образуют особые группы, отличные от предыдущей, они расположены рядом друг с другом подобно атомам ясно, что не может быть более простого обва, это протоплазма соцго мира и следо естественная основа всякой классифии. Когда орда становится соцым сегментом, вместо того, чтобы быть обом цнлом, она меняет имя, называясь кланом, но сохраняет те же основные черты. Мы сможем различит столько осн типов, сколько сущет для орды способов образовывать комбинации с другими ордами, что порождает новые обва и сколько сущет способов комбинаций, образуемых этими обми между собой.

Он говорит, что этой книге мы будем исследовать первобытную религию, наиболее простую и неразвитую. Все эти категории, по мнению автора, родились религии и из религии и они продукт религиозного мышления. Если эти категории имеют религиозную природу, они должны быть социальными явлениями, продуктами коллективного мышления. Он дает определение этим двум категориям Первые — это состояния сознания, они состоят представлениях вторые — это определенные способы действия. В конце третьей части автор предлагает задаться вопросом, что же могло заставить человека увидеть мире два столь разнородных и несравнимых мира, то время как ничто чувственном опыте, казалось, не должно было внушать ему идею столь радикальной двойственности. Индивиды, входящие эту группу, чувствуют себя связанными даже уже потому что у них общая вера. Это и есть первое и существенное различие между этими двумя институтами. Нормы с репрессивными санкциями, характерные для уголовного права, служат показателями механической солидарности нормы с реститутивными восстановительными санкциями, характерные для права гражданского, семейного, договорного, торгового. К демократическим теориям Парето относился с недоверием и скептицизмом. Демократические режимы Парето называл плутодемократическими, считая их властью элиты лис, предпочитающих хитрость и изворотливость голому насилию и поддерживающих свою власть пропагандой и политическими комбинациями и маневрированием.

Производные, или деривации, согласно Парето, составляют изменчивый и поверхностный слой теорий. Первый класс это простые уверения, формула которых это так, потому что так или надо, потому что надо. В зависимости от ситуации на первый план может выступать либо одна, либо другая функция. Эти два класса действий весьма различаются зависимости от того, рассматриваем ли мы их объективном или субъективном аспекте. В последнем аспекте почти все человеческие действия относятся к первому классу. Но субъективного аспекта недостаточно для понимания указанного различия главное значение имеют объективные критерии. Зиммель критиковал ситуацию современной культуре, когда денежная стоимость заменила другие, более глубокие значения и тем самым привела к психическому обеднению и опустошению человека. Но использование денег способствовало рационализации и математизации повседневной жизни. Как только модная вещь становится доступна всем, мода меняется, при этом нет объективных причин к изменению. Например, длина юбки меняется не потому, что стране возник дефицит материала, или изменился климат.

Люди занимаются этими видами деятельности как самоцелью, и именно для того, чтобы получать наслаждение от занятий ими, а не для достижения какихлибо конкретных целей и результатов сферах научного творчества либо искусства. Анализ процессов обобществления должен привести, по мнению Зиммеля, к вычленению социальных явлениях ненаблюдаемых чистом виде факторов. Но если не существует никаких правил, то, по его мнению, не существует и морального обязательства 20, Дюркгейм проводил четкое различие между субъективными личными предпочтениями и вкусами и объективной, безличной природой ценности. Дюркгейм никогда не покидал своей методологической или, как он предпочитал говорить, рационалистической позиции, согласно которой мораль как предмет науки является системой реальных фактов. Идея строгой механической детерминации морали структурой строением общества приводила. Но принудительность, императивность характеристики социального. Источником долженствования как выражения группового сознания он считал групповое общение и объяснял его терминах коллективной психологии. Социальная природа морали с точки зрения социологизма состоит лишь том, что она имеет групповой характер коллективных представлений, связана с особыми социальными условиями жизни группы и осуществляется через внешнее принуждение, давление, ограничивая чрезмерные эгоистические желания индивидов и дисциплинируя. И, наконец, общая социология синтезирует достижения и выводы двух первых разделов и устанавливает наиболее общие социальные законы. Исходя из этого, он считает необходимым различать две формы социальной солидарности, которые он называет механической и органической.

Социальная психология исследует психологические причины, механизмы и закономерности поведения людей группах и обществах. Философия и социология имеют общие аспекты изучении социальной реальности При этом социальная философия выступает как общетеоретическая и методологическая основа социологии. Во многом становление социологии связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, происходившими Европе конце 18 — начале 19 веков, когда соц изменения приобрели глобальный характер. Происходил процесс становления совершенно нового общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность гражданина, оно шло на смену общества нормативного порядка, феодальноабсолютистского устройства, для которого была характерна жесточайшая тоталитарная регламентация экономической, общественнополитической и духовной жизни людей. Посредством ее достигается, с одной стороны, рационализация процесса деятельности, а с другой оптимизация объектного процесса, что, конечном счете, и является одной из важнейших задач социологии. Поэтому центральной темой его научного творчества стала проблема социальной солидарности. Так, он отмечал, что архаичных, примитивных обществах преобладают аффективные и традиционные действия, а индустриальных, высокоорганизованных обществах ценностнорациональные и особенно целерациональные действия.

При этом во второй фазе разделение труда призвано сыграть роль механизма общественных связей, а решающее значение деле социальной интеграции приобретали коллективные представления идеалы и верования. Теперь позиция Дюркгейма сводится к тому, что социальные нормы социальные факторы целом влияют на индивидуальное поведение не непосредственно, а через определенные механизмы их опосредования что внешняя детерминация осуществляется через ценностные ориентации индивидов. Дюркгейм видел именно разделении труда объединяющее начало, фактор преодоления разобщенности и борьбы с центробежными тенденциями. Разделение труда, под которым Дюркгейм понимал профессиональную специализацию и кооперацию, является признаком высокоорганизованного, развитого общества. Отсюда следует, что нормальный тип совпадает с типом средним и что всякое уклонение от этого эталона здоровья есть болезненное явление. Эмиль Дюркгейм 18581917 основатель французской социологической школы. Этому, частности, посвящена его работа Правила социологического метода 1895, русском переводе Метод социологии. Требование объяснять социальное социальным по существу девиз его социологической школы.

Именно поэтому он считал, что политические революции это кровавые театральные действа, которые мало что меняют социальных системах. Хотя Дюркгейм испытывал на себе влияние биоорганического направления Спенсера и др, его социология целом была направлена против биологических и психологических интерпретаций социальной жизни индивидуализму Спенсера он противопоставил идею коллективности как главного признака социальности. Введенный им научный обиход термин аномия позволяет объяснить причины отклоняющегося поведения, дефектов социальных норм и подробно классифицировать типы такого поведения. Предмет социологии и трактовка общества понимании французского социолога. Социальные конфликты современном российском обществе, способы их регулирования. Разделение труда считал основой общественной солидарности и трактовал социальные конфликты как патологическое явление, или аномию ввел это понятие. Только этом случае социология перестанет быть абстрактной, метафизической наукой, а другие общественные дисциплины станут своеобразными ветвями, разделами социологического знания, изучающими коллективные представления их конкретной форме моральной, религиозной, экономической, правовой. Это влияние имеет сугубо позитивную направленность, поскольку нацелено па освобождение философии от ее спекулятивного и умозрительного характера и придание ей определенной конкретики Такая постановка вопроса имела место едва ли не впервые и принадлежала именно Дюркгейму. Если исходить только из индивидуального сознания, мы никогда не поймем, утверждал Дюркгейм, того, что происходит группе. Главным признаком морали Дюркгейм считал долг, следование которому делает поведение человека моральным. Светское связано с повседневной жизнью человека, ежедневными его индивидуальными занятиями, частными интересами и эгоистическими страстями.

Под церковью Дюркгейм понимал такую организацию, которая налаживает коллективную религиозную жизнь группы. Дюркгейм рисовал яркую картину контраста между двумя периодами жизни австралийских племен периодом унылого тяжелого труда одиночной борьбе за существование и периодом коллективных праздничных торжеств, когда все племя по завершении трудового процесса собирается вместе. Но значительно большее место занимает Элементарных формах религиозной жизни рассмотрение религии как особой формы выражения тех общественных сил, которые подчиняют себе индивидов. Дюркгейм преподавал Сорбонне, где возглавлял кафедру науки воспитании, впоследствии переименованную кафедру науки воспитании и социологии. В социальнофилософской концепции Дюркгейма социология занимает центральное место среди общественных наук. Общество объявлялось композицией идей, верований и чувств всякого рода, которые реализуются через посредство индивидов.

Стремление найти объективные закономерности социальных явлений обусловило высокую оценку возможностей применения статистики социологии. Так, преступление, встречавшееся во всех или большинстве обществ, рассматривалось им как нормальное явление. При этом коллективное сознание принимает новые формы и изменяет свое содержание. Культ направлен на осуществление дуализма священного и светского поведении людей. Цель первых резко разграничив священное и светское, предотвратить осквернение священного. Отказ от гносеологического анализа форм общественного сознания привел к непониманию их специфики и утверждению их родства и преемственности. Он разработал концепцию коллективного сознания совокупности убеждений и мнений, разделяемых всеми членами данного общества. Социальная реальность включена универсальный природный порядок она столь же устойчива, основательна и реальная, как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов. Таким образом, Дюркгейм отстаивал необходимость осторожного и уважительного отношения к обществу социальной практике, важность опоры на реальные спонтанные тенденции при воздействии на социальные процессы. Эта обработка проявляется также как индивидуальном знании и постепенно все более видоизменяет его первичные элементы. Им нужно показать как одно явление может влиять на другое и как они могут взаимодействовать. Работая университете Бордо, Дюркгейм публикует две свои самые знаменитые работы Правила социологического метода 1895 и Самоубийство.

Поэтому Дюркгейм пишет, что, когда социолог предпринимает исследование какогонибудь класса социальных фактов, он должен стараться рассматривать их с той стороны, с которой они представляются изолированными от своих индивидуальных проявлений. Для рассмотрения и объяснения социальных фактов Дюркгейм использовал два вида анализа причинный и функциональный. Отсюда становится понятным ответ Дюркгейма на вопрос, что делать и как быть с болезнями капитализма. Огюст Конт основоположник социологии Так, основоположник позитивизма Огюст Конт 17981857 реформируя систему общественного. Различные точки отсчета теоретических систем Дюркгейма и других социологов конце концов приводят к различному пониманию природы и характера социальной реальности, а следовательно, и методов ее изучения. Общепринятого определения этого понятия нет рамках различных школ социологии и антропологии были сформулированы различные концепции социальной структуры РадклиффБраун, продолжая традицию морфологического подхода к изучению социальной структуры, идущую от Дюркгейма, развил принципы изучения структуры примитивных обществ и проделал большую работу по типологизации различных социальных структур своих исследованиях родства и брака. Вопросам изучения социальной структуры общества уделяли большое внимание философы разных времен и поколений. В контексте теории социального обмена взаимодействие называют также коммуникацией широком понимании, то есть не только коммуникацией лицом к лицу. Естественно, между поведением и ролевыми ожиданиями не всегда обнаруживается совпадение, а потому общество создает систему социального контроля, важной частью которой является совокупность санкций — наказаний за отклонение от ролевых ожиданий. Эта характеристика указывает на то, насколько широк или узок диапазон ролевого поведения. С точки зрения социальной динамики можно отметить тот факт, что роль женщины прошлом была гораздо жестче настоящее время диапазон допустимых с социальной точки зрения действий для женщин заметно расширился и больше не ограничивается пресловутыми четырьмя К, Поскольку человеку приходится течение жизни выполнять множество ролей, роли могут вступать конфликт. Этому, частности, посвящена его работа Правила социологического метода 1895.

То есть, по Дюркгейму, между доктриной экономического материализма и социализмом нет никакой взаимосвязи. Он изучал его историю, был дружен с виднейшим французским социалистом. Наконец, нельзя не назвать институт воспитания, право, верования, которые также отличаются тем, что они всем навязываются и заданы извне. Таким образом, феномен толпы, различного рода потоки мнений, мораль, воспитание, право, верования все эти факты Дюркгейм объединяет на основании свойственного им одинакового главного признака. Дюркгейм, но он рассматривает этот процесс не вообще, а с точки зрения соотношения личности и общества. Однако нельзя не заметить, что общество, котором доминирует органическая солидарность, создает условия для расцвета индивидуализма.

Они должны, по его замыслу, выполнять широкий круг общественных функций от производственных до моральнокультурных, вырабатывать и внедрять жизнь новые формы, которые будут регулировать отношения между людьми и способствовать развитию личности. Оценивая религию с точки зрения ее социальных функций, Дюркгейм возражает против сведения религии к логикопонятийному элементу или просто к совокупности идей. Более того, она всегда продвигается вперед очень медленно и никогда не бывает завершена, а жизнь не может ждать. Вопервых, и теоретически и практически данная проблема работала на его идею социальной солидарности, вернее, на таком социальном феномене, как самоубийство, проверялся уровень сплоченности и солидарности общества. Он писал Состав индивидов, образующих известное общество, из года год меняется, а число самоубийств, тем не менее, остается то же до тех пор, пока не изменится само общество. В чем их отличие по Дюркгейму?. Далее шли инженеры, священники, полицейские, военные, члены конгресса. Социальная роль гораздо уже социального статуса, с которым она соотносится. Термин стратификация заимствован социологией из геологии, где он означает расположение пластов земли по вертикали. Социальные слои располагаются по критерию доступа к власти, богатству, образованию и престижу. Экономическое расслоение характеризуется показателями дохода и богатства. Общество рассматривается как арена борьбы, где индивиды и социальные группы борются за получение или перераспределение различных привилегий, власти, престижа. Социальное неравенство социологии понимается как неравномерное распределение социокультурных благ и ценностей зависимости от социального статуса индивида или социальных групп.

Чрезмерное вытягивание вверх профиля социальной стратификации приводит к социальным катаклизмам, революциям, бунтам, насилию, хаосу, что ставит общество на грань развала и тормозит его развитие. Проявления эгалитаризма можно обнаружить общественных движениях Древней Греции и Рима, тексте Библии. Огромная собственность позволяет им выходить на верхние уровни власти, поэтому члены высшего класса непропорционально по сравнению с другими классами представлены высших эшелонах власти. Увеличение роли среднего класса обществе объясняется вполне объективными причинами. Болезнь всей социальной структуры а аномия и есть одно из проявлений этого состояния не вытесняет другие проблемы общества, но, напротив, помещает их более широкий социальный контекст, котором все иные проблемы воспринимаются как доведенная до своего личностного итога прогрессирующая аномия. Однако вырождение и последующее падение социальной структуры советского общества резко изменили всю картину. Для нормальной жизнедеятельности человека нужна непрекращающаяся регламентация и регуляция как его внешней социальной, так и внутренней биологической природы. Человек, оказываясь вовлеченным борьбу за блага, теряет всякие масштабы дозволенного. Аномия вовсе не обязательно должна всегда и при всех обстоятельствах носить тотальный характер. Именно эти два фактора но не семья противостоят одиночеству и могут субъективно рассматриваться бизнесменом как нечто такое, что снижает его одиночество. Мы должны задуматься над этой проблемой как можно серьезней и углубиться нее, ведь это действительно важно. Таким образом, с точки зрения Дюркгейма, главная причина самоубийства это одиночество.

Опровергая эту теорию, Эмиль Дюркгейм говорит том, что на географической карте нельзя увидеть волны самоубийств, которые должны распространяться из единого центра результате эпидемии. Исследование первобытных сообществ и религий подтвердило для него правильность поставленной цели. Как заметил Гоулднер во введении английский перевод книги Социализм и СенСимон, 1959, вопреки мнению том, что Дюркгейм был прежде всего консерватором, его сосредоточенность на социальном конфликте и социальном изменении — неизменный элемент исследований, происходящих от СенСимона. Первый профессор социологии во Франции, Дюркгейм стал основателем школы этой науки, национального социологического журнала Социологический ежегодник, котором участвовали и русские социологи. Этим вызвано нарушение равновесия обществе, которое может выражаться как виде экономического упадка, так и виде экономического роста. Как пишет Дюркгейм Все большее число социологов и историков сходятся том, что религия наиболее первобытное из всех социальных явлений. Многочисленные исследования и наблюдения за поведением индивидов социальных группах показывают, что люди, обладающие одинаковыми или близкими статусами, имеют более тесные контакты и более тесные отношения друг с другом. В том и состоит сложность существования и функционирования социальной структуры общества, что ней различные социальные общности, взаимопроникая, переплетаясь, взаимодействуя между собой, то же время сохраняются как качественно устойчивые социальные образования. Существенный вклад развитие учения классах внесли классики английской политической экономии. Это развитие привело к отделению земледелия от скотоводства, а затем и ремесла от земледелия, к первому и второму великому разделению труда, к появлению прибавочного продукта и частной собственности, что и обусловило социальную дифференциацию людей, которая явилась основой для формирования классов. Поскольку решающим условием жизни и развития общества является материальное производство, постольку именно оно и составляет действительную основу деления общества на классы. Во всех общественноэкономических формациях существуют основные и неосновные классы. Основная масса людей наемного труда экономическая основа рабочего класса переместилась средние и обеспеченные слои общества.

Следует отметить, что родоплеменные отношения имели широкое распространение не только период развития первобытнообщинного строя. Известно, например, что немецкая народность сложилась из различных германских племен, польская из славянских. Неравенство есть непреходящий факт всякого общества. Социологи эту упорядоченность переплетение взаимоотношений людей повторяющихся и устойчивых формах называют социальной структурой. Он называл общество богом, употреблял понятия бога и общества как синонимы с целью утвердить взамен обветшалых религиозных представлений, новые, якобы отвечающие критериям рациональности и светскости. Преодоление ненормальных форм мыслилось Дюркгеймом на пути мирного разрешения конфликтов, уменьшения борьбы и конкуренции до приемлемых размеров, установления свода правил, жестко регламентирующих отношения классом, введения справедливости и равенства внешних условий Анализируя проблемы принудительного характера труда, морального и экономических кризисов общества, антагонизма труда и капитала, Дюркгейм был склонен рассматривать их как результат недостаточной отрегулированное отношений между главными классами общества, как нездоровый элемент жизни общества, которое целом рассматривалось как солидарное, сохранившее свойственное предшествующим эпохам единство, целостность. Дюркгейм рисует яркую картину контраста между двумя периодами жизни австралийских племен периодом тяжелого труда одиночной борьбе за существование и периодом коллективных праздничных торжеств, когда по завершении трудового процесса все племя собирается вместе Однообразное, скучное и убогое существование сменяется состоянием крайней экзальтации и подъема, когда люди как бы одержимы какойто могучей силой, которая приподнимает их над действительностью, заставляя думать и чувствовать иначе, чем обычное время. В связи с этим наука тоже относится к числу безнравственных частей цивилизации.

Итак, наказание, по существу состоит во внушенной страстью реакции различной степени интенсивности, осуществляемой обществом через посредство установленного органа отношении тех своих членов, которые нарушили известные правила поведения 7 Когда человек требует наказания, он мстит не за самого себя, а за нечто, что он считает правильным, за какуюлибо идею. Происходит раскол общем сознании, что способствует развитию личного сознания. Отсюда происходит коммунизм, так как коллективная жизнь подразумевает наличие коллективной собственности. В обществе с такой структурой положение индивида зависит не от его родовой принадлежности, а от деятельности, которой он занимается. Счастье человека ограничивает он сам соответствии с его потребностями и возможностями. Что касается разума, то он тоже имеет некоторую границу, которая изменялась со временем. Но группа устроена иначе, чем индивид, и влияющие на нее объекты—иные по своей сути. В самом деле, оно независимо от частных условий, которых находятся индивиды они минуют, а оно остается.

Коллективное сознание и возникающая как его следствие солидарность отдельных людей являются связующим средством, без которого не существует общественного порядка. Хотя он и наблюдал социальные конфликты своего времени, но считал их патологиями, отклонениями, а не структурными детерминантами этих обществ. Если бы за исходный пункт принимались индивидуальные явления, то социологии неизбежно угрожала бы опасность стать просто довеском психологии личности. Она стала образцом обоснования социологии как эмпирической и опирающейся на законы науки. На основании исследований тотемизма у австралийских племен Дюркгейм пытается сделать общие выводы связи между структурой общества и религией. В большинстве случаев общество, несомненно, имеет все необходимое для того, чтобы произвести на людей, уже только одним своим воздействием, божественное впечатление, ибо оно для них то же, что Бог для верующих. Таким образом, мы постоянно вынуждены подчиняться правилам поведения и мышления, каких мы не ждали, каких не гадали и какие порой даже противоречат нашим склонностям и нашим главным инстинктам. Социология Дюркгейма интересна и тем, что своих трудах он опирался на взгляды великих социологов прошлого. Но тем самым он рисовал его религиозно спиритуалистической терминологией, но и с идеалистической трактовкой общественной жизни.

Происхождение религии, например, исследуемого им австралийского тотемизма, он выводил из структуры первобытного общества, его социальной организации. Главный признак морали долг, следование которому делает человека моральным. Сущность морали, по его мнению, социальная, он подчеркивал ее священный характер. Вопрос природе общества и его кризисе, об интегративном социальном начале, значении общественной солидарности и разделении труда, сущности и функциях общественного сознания, методах социологического исследования и статусе социологии как науки все эти проблемы, решаемые Дюркгеймом с позицией достаточно цельной философскосоциологической концепции, несомненно принадлежат к числу фундаментальных проблем теоретической социологии, которые продолжают оживленно дискутироваться и настоящее время. Пособие включает себя ответы на предполагаемые экзаменационные вопросы, а также является хорошим дополнительным материалом при подготовке к сессии или зачетам сжатые сроки. Чем характеризуется второй этап развития социологии?. Спенсеру Общество как социальный организм Понятие общества теории. Дюркгейма Основные группы социальных фактов Структура социологии. Поскольку это не могло произойти быстро или просто, Дюркгейм предлагал отдельные действия, такие как применение суровых мер ктем, кто подстрекает к ненависти, атакже попытки правительства показать обществу, что оно введено заблуждение. В 1902, получив званиепрофессора, Дюркгейм перешел Сорбонну, где возглавил кафедру науки овоспитании с 1913 переименована кафедру науки воспитании и социологии. Элементы этой социальной реальности, по Дюркгейму, — социальные факты, совокупность которых составляет общество.

Именнотак называется первая глава Социологического метода Дюркгейма. Из этого своеобразного двойного социологическогоимператива следуют две знаменитые формулы учения Дюркгейма — социальные факты следует рассматривать как вещи эти факты обладают таким основным отличительнымпризнаком, как принудительное воздействие па индивида. Чтобы обозначить эмоциональноокрашенные верования и идеи, Дюркгейм ввел термин коллективные представления. Реализуя его, социология становится вровень с другими науками, впервую очередь с естественными. Французский социолог постоянно сравнивал сам социальные явления разныхобществах и разных временных параметрах, без чего социологическое исследование, по его мнению, теряло свой смысл и научное значение. Без этого, конечно никогда бы не появилось Самоубийство, да и многие другие работы. Дюркгейма, прошедшая через всю его жизнь, — социальная, или общественная, солидарность. Сознаниетого, что любой человек зависит от другого, что все связаны единой системойобщественных отношений, создаваемых разделением труда, вызывает у людей нетолько чувство зависимости друг от друга, но и понимание своей связи собществом 4 Таким образом, связь между социальной солидарностью иразделением труда определяется прежде всего тем, что второе является источникомпервой. Главными сферами, которых проявляются социальные факты, являются мораль, религия, образование. Согласно этой позиции, явно или неявно выраженной, промышленных обществах солидарность возникает автоматически вследствие того, что индивиды преследуют свои собственные интересы и свободно обмениваются результатами своей деятельности централизованное регулирование лишь мешает достижению такого единства. Но идея необходимости профессиональных и, шире, промежуточных между государством и семьей групп имела истоки и во многих социальных и социальнореформистских доктринах. Дюркгейм испытывал глубокую неприязнь к таким трудам, считая, что они дискредитируют науку. В этой связи следует отметить и неявно присутствующий этический пафос Методе социологии.

В конечном счете они основываются на требовании интеллектуальной, научной честности, освобождения научного исследования от всяких политических, религиозных, метафизических и прочих предрассудков, препятствующих постижению истины и приносящих немало бед на практике. Последний и самый значительный по объему труд Дюркгейма — Элементарные формы религиозной жизни. Автор детально анализирует социальное происхождение тотемических верований, обрядов, их социальные функции. Теоретическим обоснованием политики и идеологии социального реформаторства, необходимой предпосылкой которого был классовый мир и всеобщее согласие, стала теоретикометодологическая концепция, получившая название социологизм. В соответствии с позитивистской концепцией научная социология должна была стать новым символом верь идеологией, даже религией современного Дюркгейму общества Предлагаемые им меры и способы решения социальнополитических проблем, основанные на идее классовой солидарности, были направлены на мирное урегулирование противоречия между трудом и капиталом. Поясняя это, Дюркгейм писал, что каждый человек испытывает на себе социальное принуждение. Ее характеризует число индивидов на единице площади материальная плотность и степень концентрации массы динамическая плотность, выражающаяся интенсивности социального общения индивидов, частоте их контактов, определяющей качество общей жизни. Социальный реализм как теория общества является частью так называемого социологизма Дюркгейма.

Последнее вело к наделению общественного сознания такого рода качествами, которые превращали его почти самостоятельный феномен, порождающий общественную жизнь как таковую. Под независимостью общества Дюркгейм подразумевал лишь его объективность по отношению к индивиду и особую качественную специфику, а не потусторонность, сверхъестественность. Мы отнюдь не хотим гипостазировать коллективное сознание, — писал Дюркгейм, — Мы столь же мало допускаем субстанциональную душу обществе, как и отдельном индивидууме Там же Социолог истолковывал отношение общества и индивидов как отношение целого и его частей, постоянно ссылаясь на пример химического целого как синтез его составных элементов. Натурализм и рационализм Дюркгейма вполне сочетались не только с религиозноспиритуалистической терминологией, но и с идеалистической трактовкой общественной жизни. В этом состоял, как отмечал Бугле, центральный пункт дюркгеймовской философии. Например, Дюркгейм считал, что цифры статистики помогают раскрыть неуловимые иным путем течения повседневной жизни, пословицы первобытных народов — обычаи этих народов, произведения искусства — исторически меняющиеся вкусы. Стремясь достигнуть как можно большей объективности при сборе эмпирического материала, Дюркгейм подчеркивал, что на первой фазе исследования качестве исходных данных нужно выбирать только такие явления, которые можно наблюдать непосредственно. Статистические закономерности заключения браков, колебаний рождаемости, числа самоубийств и многие другие, которые на первый взгляд полностью зависят от индивидуальных причин, казались Дюркгейму наилучшим доказательством того, что этих закономерностях проявляется некое коллективное состояние. Но, отвергая идеи эволюционистов прямолинейном и однолинейном развитии, Дюркгейм не выработал собственной последовательной теоретической концепции истории. Главный тезис Дюркгейма состоял том, что разделение труда, под которым он понимал профессиональную специализацию, все более и более исполняет роль, которую некогда исполняло общее сознание оно главным образом удерживает вместе социальные агрегаты высших типов. Как же обстояло дело с архаическими обществами, где разделение труда отсутствовало?.

Для механической солидарности характерно репрессивное право, котором выражается сила коллективного сознания и задача которого — строго наказывать индивида, преступившего обычай или закон. Дюркгейм устанавливает функциональную зависимость между силой социальных связей, характерных для того или иного вида солидарности, с одной стороны, относительной величиной объемом коллективного сознания, его интенсивностью, большей или меньшей его определенностью — с другой. Поскольку потребность общественном порядке, гармонии, солидарности всеми считается за моральную — морально и само разделение труда. Разумеется, всеобщность признания общественной солидарности высшей ценностью только постулировалась, а не доказывалась. Только профессионализация и специализация функций, по мнению Дюркгейма, сохраняют и усиливают ценностную ориентацию на сохранение и общества и его членов. Это особенно ярко проявляется во время экономического или торгового кризиса антагонизме труда и капитала. Болезни капитализма, описанные Дюркгеймом, такие, как нерегулированная, ничем не сдерживаемая конкуренция, классовый конфликт, рутинизация труда и деградация рабочей силы, характеризуются им как болезни слишком быстрого роста производства и разделения труда, как временные побочные продукты естественной эволюции. Анализ противоречий капитализма лежит также основе решения Дюркгеймом более широкой социологической проблемы взаимоотношения общества и личности. Он выступил роли обличителя неизбежного морального зла, вытекающего из специализации и дифференциации производства.

Поэтому нужно добиться, чтобы разделение труда было самим собой, чтобы ничто извне не извращало его. Благодаря ассоциации с другими людьми человек приобретает то, что теряет изза узкой специализации. Вместо того чтобы предаваться метафизическим размышлениям по поводу социальных явлений Там же, социолог может открывать законы, которые лучше всякой диалектической аргументации доказывают возможность существования социологии как науки Там же Вовторых, Дюркгейм рассматривал свою работу как применение к эмпирическому материалу главного принципа социологического метода изучение социального факта как вещи признание существования особой, внешней по отношению к индивиду общественной реальности, которая, определяя его поведение, не зависит от воли этого индивида. Начав с исследования того, как то или иное вероисповедание влияет на самоубийство, Дюркгейм показал различия между католицизмом и протестантизмом как с точки зрения вероучения, так и с точки зрения обрядов. Это обусловливает большую сплоченность религиозной группы католиков, а отсюда, следовательно, меньший среди них процент самоубийств. К этому виду Дюркгейм относит древние обычаи самоубийство стариков и больных, самосожжение жен после смерти мужей, самоубийство рабов после смерти хозяина.

Таким образом, ослабление или отсутствие общественной регламентации, беспорядочная, неурегулированная общественная деятельность лежит основе аномического самоубийства. Побочным продуктом социологического анализа религии был анализ содержания человеческого сознания, происхождения основных логических способностей классификации и создания общих понятий концептов. Объективность категорий Дюркгейм объяснял их коллективностью, общезначимостью, всеобщим признанием и использованием. Здесь проявился основной недостаток социологического анализа, игнорирующего существование классов и классовых отношений как объективной материальной основы общественной жизни. При настойчивых поисках ответа на вопрос путях развития современного мира все чаще сопоставляются теории Маркса, Дюркгейма, Вебера, Парето. Уже после опубликования первых произведений его упрекали коллективизме и материализме. В этом отношении характерны концепции так называемых неоконсерваторов Даниэла Белла, Роберта Нисбета, Сеймура Липсета, Натана Глейзера, Самуэла Хантинггона, Даниэла Мойнихена и др, публикациях которых воспроизводятся и переосмысливаются концепции Дюркгейма социальном порядке и аномии, меритократии, социальном эгоизме. Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением социологических воззрений. Особенно ценным для понимания происхождения многих социальных институтов, изучения общества явилось применение эволюционной теории. Отсюда существенным измерением социального прогресса Спенсер считает переход от общества, котором личность целиком подчинена социальному целому, к такому состоянию, при котором социальный организм или общество служит составляющим его индивидам.

Основное различие социальных структур, по Спенсеру, состоит том, является ли сотрудничество людей достижении общей цели добровольным или принудительным. На громадном этнографическом материале английский мыслитель последовательно рассматривает эволюцию семейных отношений первобытные половые отношения, формы семьи, положение женщин и детей эволюцию обрядовых учреждений и обычаев, политических учреждений государство, представительные учреждения, суд. Дюркгейм был убежденным рационалистом, а рационализм следует рассматривать как французскую национальную традицию, которая восходит к Декарту 15961650. По Дюркгейму, социальная реальность включена общий универсальный природный порядок, и она столь же основательна, а главное реальна, как и другие виды реальности биологическая, психологическая, экономическая, а потому, как и последние, развивается соответствии с определенными законами Дюркгейм. Вместе с тем, обществе, где уважается личность для поддержания мирного сосуществования дифференцированных индивидов необходимы общие ценности и важно придать коллективному сознанию достаточный авторитет и достаточно широкое содержание. Степень рационализации, как показывает Вебер, обратно пропорциональна силе влияния магического элемента, который присутствует каждой религии.

В социальном действии практически невозможно отделить друг от друга такие его моменты, как субъективно подразумеваемый смысл и ориентацию на другого, ибо они слиты воедино.

Дюркгейм социальная структура
Образовательный сайт для студентов и школьников — College-all
5125
Просмотров: 12