Понятие идеальной формы

Для решения вопроса о том, достаточны ли умственные идеальные формы и методы для практической деятельности, необходимо особо рассмотреть категорию идеальное применительно к социальной практике Если мыслить рамках категорий материальное идеальное, то можно утверждать, что практическая социальная деятельность не большей степени материальна, чем идеальна Здесь имеется виду не только целесообразный характер социальной деятельности, не только идеальное предвосхищение результата голове действующего субъекта, но сама форма практической деятельности как специфически человеческой деятельности. Мы склонны придерживаться другой точки зрения, наиболее ярким представителем которой отечественной традиции является Э В Ильенков Он, частности, писал главная трудность и, потому, главная проблема философии заключается вовсе не том, чтобы различить и противопоставить друг другу все, что находится сознании отдельного лица, всему, что находится вне этого индивидуального сознания это практически всегда нетрудно сделать, а том, чтобы различить мир коллективно исповедуемых представлений, весь эмоционально организованный мир духовной культуры, со всеми его устойчивыми и вещественно зафиксированными схемами его структуры, его организации, и реальный материальный мир, каким он существует вне и помимо его выражения этих социально узаконенных формах опыта, объективных формах духа В данном случае идеальное рассматривается как объективное идеальное, как особая реальность, существующая независимо от индивидуального сознания и обладающая по отношению к каждому индивидуальному сознанию своего рода принудительной силой. Любая социологическая теория строится на основе практических абстракций, иногда непосредственно заимствованных из языка обыденной жизни, иногда определенным образом рационализированных, логически упорядоченных, доведенных до уровня теоретического понятия Но такого рода разработки содержания практических абстракций ряде случаев могут существенно искажать его, результате чего и происходит тот самый отрыв теории от практики, когда первая начинает вращаться лишь кругу собственных представлений. То, что различия социальном положении индивидов и групп создают различия во взглядах, нормах, мировоззрениях факт известный Этим занимается, первую очередь, социология знания Менее ясно, каким образом создаются эти различия Существующие объяснения не выходят за рамки идеальных форм занимая определенное положение социальной структуре, человек получает доступ к определенной информации, процессе социализации он усваивает нормы и ценности своей группы Остается открытым вопрос каким образом вырабатываются сами эти нормы, вся та надстройка над непосредственными материальными отношениями, которая конечном итоге и обеспечивает целостность социальной системы При подобной постановке проблемы акцент делается не на различиях идеальных формах, используемых представителями разных социальных групп, но первую очередь на общности той идеализирующей процедуры, которая представляет деятельность человека как нечто противостоящее ему, замещение действительных отношений идеальными. Первый уровень составляют неосознаваемые людьми идеальные формы, спонтанно складывающиеся и непосредственной практической жизни и имеющие своих эмпирических представителей, например деньги, государство и В определенном смысле эти формы могут рассматриваться как символы, знаки социальных отношений, если трактовать символ как закон вещи, который смысловым образом порождает вещи, оставляя нетронутой всю их эмпирическую конкретностъ На уровне явления социальные отношения подчиняются закону символа, но глубинные, породившие символизацию отношения также сохраняются Таким образом, знаки обладают только относительной самостоятельностью по отношению к означаемому Сохраняя первоначальную связь с породившими их отношениями, эти практические абстракции не могут быть поняты как нечто конкретное, если их анализ замыкается только на сферу идеального.

В чем же состоит отличие идеальнопрактических форм от символа его традиционном для социологии понимании Видимо отношении тех и других к тому, что называется реальностью Символ не отражает реальность, а скорее создает реальность При ответе на вопрос, каким образом возникают символы, говорят, что они продукт индивидуального или коллективного опыта, способности человеческого разума к абстракции, а также возможности договориться об общих значениях термина Получается, что существуют две реальности, одна собственно реальность, а другая реальность символическая или видимость, которая может создаваться на основе своего рода общественного договора о значениях терминов Но тем самым символические формы лишаются статуса реальности, ибо двух реальностей быть не может. Если даже качестве единственной социальной реальности принимается реальность сюшоличсская непонятно, для чего тогда использовать понятие сголвол, подразумевающее наличие символизируемого Если вопрос о символизируемом опускается, то отпадает необходимость пользовании термином символ понятие символическая реальность становится тождественным понятию социальная реальность. Второй уровень идеальных форм составляет распредмечивание практических абстракций, или идеальных форм, первого уровня, Все, что индивиды думают, хотят, переживают, весь психологический а других системах анимистический, мифологический, космологический и др язык мотиваций, оформляющий их социальные потребности и желания, берется на уровне этой абстракция лишь той мере и той форме, какой нем проглядьшают процессы и механизмы системы социальной деятельности Эти формы могут быть рассмотрены как непосредственное, стихийно сложившееся общественных структурах сознание. Идеальные формы второго уровня имеют связь только с непосредственной практической ситуацией, где индивид делает практический выбор, исходя из модели уникальной ситуации Эти модели представляют собой смесь общих и приспособленных к ситуации правил того, как действовать различных ситуациях Это своего рода культурные образцы для обыденных действий Напротив, идеальные формы третьего уровня предполагают некую универсальную модель мира, представляют как определенную целостность, причем упорядоченную по какомулибо критерию Поэтому они не могут чистом виде реализовываться действительности Формы третьего уровня существуют как знания, имеющие или предполагающие универсальное значение На практике происходит переплавка универсальных значений знания особенное событие практической жизни Но тем самым разрушается целостность видения, к которой стремится теоретическое сознание Например, К Маннгейм писал по поводу реализации политических утопий Чем больше какаялибо поднимающаяся партия участвует действиях парламента, тем большей степени она отказывается от своего целостного видения, связанного с характером ее первоначальной утопии, и тем больше стремится направить свою преобразующую силу на конкретные единичные явления Теоретические построения не могут реализоваться на практике, пока не примут формы массового сознания. Идеальная форма это не условие, не предпосылка действия, не часть структуры, которой осуществляется действие, а форма самого действия Другими словами, это не анализ действия с точки зрения теоретика, а выражение того, как действие воспринимается самим действующим субъектом, без разделения на мотив, ценности, интерес и прочие теоретические категории К этому же подводит нас понятие практической абстракции, или идеальной формы, первого уровня Здесь стремление не ухватить те, выделенные теоретическим анализом структуры, на которые расчленяют общественную жизнь, а выяснить, каким образом определенная сфера человеческого бытия отчуждается от своего собственного содержания и обретает превращенную форму, которая и предстает непосредственно перед сознанием практически действующих людей. Идеальное субъективный образ объективной реальности, отражение внешнего мира формах деятельности человека, формах его сознания и воли Идеальное есть не индивидуальнопсихологический, тем более не физиологический факт, а факт общественноисторический, продукт и форма духовного производства Идеальное осуществляется многообразных формах общественного сознания и воли человека как субъекта общественного производства материальной и духовной жизни По характеристике Маркса, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное человеческую голову и преобразованное.

Последовательно материалистическое решение проблемы идеального впервые было разработано Марксом и Энгельсом на основе критического преодоления объективноидеалистической концепции непосредственно Гегеля, с одной стороны, и созерцательноматериалистической теории отражения Фейербах с другой, с точки зрения чувственнопредметной деятельности общественного человека Основные принципы решения были впервые сформулированы Марксом Тезисах о Фейербахе. Все многообразные формы решения проблемы идеального истории философии тяготеют к двум полюсам к материалистическому и идеалистическому ее пониманию Домарксистский материализм, справедливо отвергая спиритуалистические и дуалистические представления об идеальном как об особой субстанции, противостоящей материальному миру, рассматривал идеальное как образ, как отражение одного материального тела другом материальном теле, как атрибут, функцию особым образом организованной материи Это общематериалистическое понимание природы идеального составляющее существо линии Демокрита Спинозы Дидро Фейербаха, независимо от вариантов его конкретизации у отдельных материалистов, послужило отправной точкой и для марксистсколенинского решения проблемы Слабые стороны домарксистского материализма, выступавшие у французских материалистов особенно у Кабаниса, Ламетри и позже у Фейербаха виде тенденции и принявшие середине 19 самостоятельный образ так называемого вульгарного материализма Бюхнер, Фогт, Молешотт и др, были связаны с неисторическим антропологическинатуралистическим пониманием природы человека и вели к сближению и конечном счете к прямому отождествлению идеального с материальными нервнофизиологическими структурами мозга и их отправлениями Старый материализм исходил из понимания человека как части природы, но, не доводя материализм до истории, не мог понять человека со всеми его особенностями как продукт труда, преобразующего как внешний мир, так и самого человека Идеальное силу этого и не могло быть понято как результат и деятельная функция трудовой, чувственнопредметной деятельности общественного человека, как образ внешнего мира, возникающий мыслящем теле не виде результата пассивного созерцания, а как продукт и форма активного преобразования природы как внешней, так и природы самого человека трудом поколений, сменяющих друг друга ходе исторического развития Поэтому главное преобразование, которое Маркс и Энгельс внесли материалистическое понимание природы идеального касалось прежде всего активной стороны отношений мыслящего человека к природе, того аспекта, который до этого развивался преимущественно, по выражению Ленина, умным идеализмом, линией Платона Фихте Гегеля, абстрактноодносторонне, идеалистически выпятивших эту сторону дела. Тайна рождения спиритуалистического взгляда на идеальное ясно просвечивает учении Платона Человеческая жизнедеятельность, констатирует Платон, управляется непосредственно не законами природы, а законами государства В этом заключается отличие человека от животного Под государством Платон понимал отнюдь не только правовую или политическую структуру, но всю систему общих форм культуры, непосредственно определяющих поведение отдельного лица, его волю и сознание, включая грамматические нормы языка, правила ремесла и искусства, религиозные ритуалы и Как таковое государство, по Платону, противостоит индивиду качестве особой сверхприродной действительности, к которой он с детства вынужден приобщаться путем подражания Но свете этого факта совсем по иному встала проблема знания До Платона знание понималось как внутреннее состояние отдельного человека Поэтому вопрос о знании старались решить на основе исследования отношений отдельного человека ко всему окружающему миру, или индивидуальной, телесно понимаемой души к миру вне ее Платон же стал понимать под человеком не единичное тело, а личность, сформированную государством, человека, усвоившего общие нормы культуры и повинующегося им Индивид стал рассматриваться прежде всего как единичное воплощение государства, или же как государство, воплощенное индивиде как своем полномочном представителе Это крайне характерный идеалистический оборот мысли качестве субъекта выступает безликое государство, а индивид лишь как его орудие Поэтому вопрос об отношении знания к действительности встал как вопрос об отношении непосредственнообщественных норм и форм человеческой культуры, индивидуализированных отдельном человеке, к миру единичных чувственно воспринимаемых тел, к которому принадлежит и единичное тело самого человека Гегель не случайно хвалил Платона именно за то, что его учении реальность духа, поскольку он противоположен природе, предстала ее высшей правде, предстала именно организацией некоторого государства, а не организацией отдельной души Иными словами, вопрос об отношении духа к природе у Платона встал как вопрос об отношении очеловеченной природы, всех чувственно воспринимаемых форм вещей, которые созданы человеком, к природе девственной При такой постановке вопроса на первый план выдвигается активность человека по отношению к природе Но реальная предметнопрактическая активность человека понимается идеализмом как следствие, как внешнее выражение активности тех общих норм и категорий, единичным представителем которых выступает отдельный человек Всеобщие нормы культуры, которые Платон называет идеями, организующие сознательную волю отдельного лица, а через нее и порядок вещей внутри человеческого мира, выступают как прообразы, как активные образцы, оформляющие вещество природы, том числе и телесное существо самого человека Поэтому природная материя для объективного идеализма и выступает только как чистая возможность, как пассивная бесформенная глина, формируемая творческой мощью идеальных прообразов Основой для такой мистификации является тот факт, что все без исключения общие образы, зафиксированные речи и формах пространственного воображения, возникают действительности вовсе не акте пассивности созерцания отдельным человеком нетронутой трудом природы, а процессе практическипредметного преобразования природы общественным человеком, обществом Они возникают и функционируют как формы общественночеловеческой детерминации целенаправленной воли отдельного лица, как формы активной деятельности При этом все общие образы откристаллизовываются составе духовной культуры совершенно непреднамеренно и независимо от воли и сознания отдельных людей, хотя и посредством их деятельности В созерцании же они выступают именно как формы вещей, созданных человеческой деятельностью, или как печати, наложенные на естественноприродный материал активной деятельностью человека, как отчужденные во внешнем веществе формы целенаправленной воли С природой как таковой люди вообще имеют дело лишь той мере, какой она так или иначе вовлечена процесс общественного труда, превращена материал, средство, условие активной человеческой деятельности Даже звездное небо, котором человеческий труд реально пока ничего не меняет, становится предметом внимания и созерцания человека лишь там, где оно превращено обществом средство ориентации во времени и пространстве орудие жизнедеятельности общественночеловеческого организма, орган его тела, его естественные часы, компас и календарь Всеобщие формы, закономерности природного материала действительно проступают, а потому и осознаются именно той мере, какой этот материал уже реально превращен строительный материал неорганического тела человека, предметного тела цивилизации, и потому всеобщие формы вещей себе выступают для человека непосредственно как активные формы функционирования этого неорганического тела человека 4 Поэтому идеалисту платоновскогегелевского типа нетрудно мистифицировать всеобщие формы и закономерности природы самой по себе, раскрываемые и проверяемые практикой человека, как формы целесообразно действующей, разумной воли, как печати, наложенные ею на вещество природы, как продукты отчуждения форм этой воли вовне, природный материал В этом перевернутом виде идеализм как раз и изобразил реальный факт активности человека по отношению к природе, которого не смог учесть своей теории домарксовский материализм Главный недостаток всего предшествующего материализма включая и фейербаховский заключается том, что предмет, действительность, чувственность берётся только форме объекта, или форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно Отсюда и произошло, что деятельная сторона, противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой. Определение идеального, таким образом, сугубо диалектично Это то, чего нет и вместе с тем есть Это то, что не существует виде внешней, чувственно воспринимаемой вещи, и вместе с тем существует как деятельная способность человека Это бытие, которое, однако, равно небытию, или наличное бытие внешней вещи фазе ее становления деятельности субъекта, виде его внутреннего образа, потребности, побуждения и цели Именно этом смысле идеальное бытие вещи и отличается от ее реального бытия Но столь же принципиально оно отличается от тех телесновещественных структур мозга и языка, посредством которых эта вещь существует внутри субъекта От структур мозга и языка идеальный образ предмета принципиально отличается тем, что это форма внешнего предмета, а не форма мозга или языка От внешнего же предмета идеальный образ отличается тем, что он опредмечен непосредственно не во внешнем веществе природы, а органическом теле человека и теле языка, как субъективный образ Непосредственно идеальное есть, таким образом, субъективное бытие предмета, или инобытие предмета, бытие одного предмета другом и через другое, как выражал эту ситуацию Гегель Попутно заметим, что переводах сочинений Гегеля термин идеальное ideelle передается как идеализованное, чтобы отделить это значение от ideale, как относящегося к проблеме идеала, которое у Гегеля выступает как проблема эстетики При чтении переводов это нужно иметь виду Идеальное как форма деятельности общественного человека существует там, где происходит, по выражению Гегеля, процесс снятия внешности, процесс превращения тела природы предмет деятельности человека, предмет труда, а затем продукт этой деятельности это можно выразить и так форма внешней вещи, вовлеченной процесс труда, снимается субъективной форме предметной деятельности последняя же предметно фиксируется субъекте виде механизмов высшей нервной деятельности А затем обратная очередь тех же метаморфоз словесно выраженное представление превращается дело, а через дело форму внешней, чувственно созерцаемой вещи, вещь Эти два встречных ряда метаморфоз реально замкнуты на цикл вещь дело слово дело вещь В этом постоянно возобновляющемся циклическом движении только и существует идеальное, идеальный образ вещи. С точки зрения Маркса, вещь, вне и независимо от сознания и воли человека существующая и чувственно воспринимаемая им, составляет начало и конец этого циклического, постоянно возвращающегося к себе движения Но именно потому, что это движение носит циклический характер, начало его, а потому и конец, можно усмотреть не вещи и деятельности с нею, а слове и деятельности со словом Тогда схема получится как раз обратной по сравнению с марксовской слово дело вещь, а затем обратно Эта схема и составляет тайну всей гегелевской конструкции, изложенной Феноменологии духа, а шире вообще всего объективного идеализма, том числе теологии Библия также начинается с тезиса начале было слово В данном аспекте Гегель отличается от авторов Библии лишь тем, что у него начале было не просто слово, а деятельность со словом По Гегелю, именно слове и через слово дух, идеальное впервые становится для себя предметом, обретает форму, которой он дух может противопоставить самого себя самому себе и действовать внутри себя, активно изменяя свой собственный отчужденный образ Второй же, производной метаморфозой у Гегеля оказывается изменение внешней вещи согласно плану и образцу, изготовленному деятельностью со словами, плане языка, плане представления Форма внешней вещи, созданной реальным трудом человека, этом случае также начинает казаться лишь отчужденным образом духа внешним бытием, инобытием идеального Поэтому заключительный акт снятия внешности и состоит том, чтобы узнать и признать окружающем мире зеркало духа, внешнюю копию внутреннего, идеального мира Именно поэтому словесно зафиксированные универсальные категории логики универсальные формы развития духа человечества, совокупной духовной культуры и оказываются целевой причиной истории, а тем самым и абсолютным началом всех циклов человеческой деятельности В этомто и состоит та самая мистификация, которой подвергается у Гегеля подлинное существо человеческой активной деятельности Подлинное отношение между непосредственнопредметной деятельностью с вещами и деятельностью со словами поставлено с ног на голову Слово оказывается первым и логически и исторически телом идеального образа, а форма внешнего продукта труда вторым и производным телесным воплощением этого идеального образа Третья фаза состоит том, чтобы опять снять эту внешность, узнать форме внешней вещи отчужденную ней форму деятельности, образ идеального и вновь выразить это идеальное слове сочинении по логике. Когда деятельность угасает продукте и воплощается результате труда, угасает и само И Для того чтобы его оживить, возродить, человек должен освоить продукты своей деятельности, расшифровать символы, крых материализовано И Он должен увидеть за формой слова обозначаемое им содержание, раскрыть значение символа Тем самым предмет, крый аккумулирует себе определенные достижения культуры и крый уже является результатом предшествующей деятельности, вновь вовлекается процесс труда В истории философии проблеме И давалось различное истолкование Среди всех концепций И можно выделить монистические Монизм и дуалистические Дуализм К первым из них относится и идеализм, и материализм Объективный идеализм видит И самостоятельную сущность, края созидает весь предметный мир, является первоосновой всего сущего Субъективный идеализм отождествляет И с миром переживаний отдельного человека Метафизический материализм пытался попять И как отражение одного материального тела предмета другом материальном теле человеке Но он не смог исследовать деятельный, активный характер И Это обусловлено прежде всего тем, что он рассматривал человека как природное, а не как общественное существо Поэтому И истолковывалось как пассивное созерцание Дуализм Декарт и др исходит из признания двух начал материального и идеального, крые несводимы друг к другу и существуют самостоятельно Для диалектического материализма И продукт и форма активного преобразования человеком объективного мира и самого себя. Данные формы бытия вычленяются исключительно познавательных целях, для удобства анализа Самостоятельны они только абстракции, теории В реальности же они неотделимы друг от друга Ясно, что бытие человека взаимопересекается как с бытием природы, так и с бытием идеального, поскольку обладает сознанием Аналитическое же их разведение, рассмотрение по отдельности позволяет лучше увидеть и понять специфику, уникальные особенности каждого слоя бытия. Идеальное важнейшее свойство сознания На протяжении многих веков проблема идеального остается одной из самых актуальных и сложных мировой философии Именно из противоположного отношения к природе и идеальному философской мысли рождается противостояние материализма и идеализма, а также разнообразные прочтения идеального и материального различных философских школах.

Понятие идеального Исходной характеристикой идеального является то, что оно, отличие от материального объективной реальности, есть единство субъективной и трансцендентной реальности Специфика идеального задается его функциональными отношениями к его внешнему объективной реальности и к его внутренней структуре. Подлинная субстанциальность идеального содержится как раз самотождественности интенционального отношения к Дело том, что этом отношении нет рефлексии, взгляда со стороны Как отмечает И Д Невважай, подчеркивая различие рефлексии и самосознания, Самосознание не дистанцировано от себя, хотя и не совпадает с самим собой иначе не имело бы смысла говорить о самосознании Но, мало того, эта субстанция, вприсутствующая структуре идеального, сама бесструктурна Иными словами, основу рационально представимых вещей кладется нечто невыразимое за исключением констатации его существования и тех направленности, интенции, настроя, которые с ним связываются Но как связываются Как чистое отношение может влиять на энергетические и информационные процессы Мы снова вернулись к психофизической проблеме. Л С Выготский, историю развития указательного жеста, который, как мы увидим, играет чрезвычайно важную роль развитии речи ребенка и является вообще значительной степени древней основой всех высших форм поведения Вначале указательный жест представляет собой просто неудавшееся хватательное движение Ребенок пытается схватить слишком далеко отстоящий предмет, его руки, протянутые к предмету, остаются воздухе, пальцы делают указательные движения Эта ситуация исходная для дальнейшего развития Здесь впервые возникает указательное движение, которое мы вправе условно называть указательным жестом себе Здесь есть движение ребенка, объективно указывающее на предмет, и только. Эту загадку чувствовал и решал Д Б Эльконин В своих научных дневниках 1 он писал Почему знак, противоположность орудию, направлен внутрь и, главное, организует поведение Если брать его натурально, то нем нет ничего, что могло бы это делать Почему люди бросают жребий, который организует решение, или, как кафр, ждут указания сна Почему коготь рыси, узелок на память и организуют поведение Почему внимание. В этих случаях мы видим разительные примеры того, что отчетливо сказывается и во всех остальных опытах с ребенком, главнейший результат их заключается том, что решении задачи у ребенка на первый план выступают законы смыслового то, каким образом ребенок осмысливает ситуацию и свое к ней отношение Вот это освобождение путем мышления от непосредственного восприятия и является самым важным результатом, к которому нас приводит изучение опытов с ребенком В этом вопросе, как показали наши опыты, существенную роль играет слово о котором сам Коффка говорит, что известный период детского развития слово перестает быть связанным с желанием и аффектом и образует связь с вещами 4, 1, с. Структура значения а следовательно, и способ ви дения мира задана посредством слова способе обобщения вещей и их свойств По Выготскому, слово перестает быть словом без заключенного нем обобщения как совершенно своеобразного способа отражения действительности сознании 4, 2, с 309 Этот способ не является раз и навсегда данным он развивается Открытие того, что значения развиваются, Л С Выготский считал своей большой заслугой. Для подведения к проблеме важнее констатировать, что этот поздний период творчества Л С Выготского отличается от предыдущего. Вовторых, следствием подобного дрейфа исходной позиции Л С Выготского является смещение основной проблемы, разрешаемой теории и практике знакового опосредствования, проблемы субъекта поведения Ведь если понятие не представлено именно как преодоление привычных и стереотипных схем рассмотрения мира, то и понимающий субъект должен представляться както поиному Либо как тот, кто уподобляет свою мысль другой, более совершенной мысли, например взрослого человека либо как тот, кто уподобляет мысль неким отношениям объективной реальности, перенося ее с более простых объектов на более сложные либо как тот, кто делает и первое и второе той мере, какой другой человек взрослый подбирает для него соответствующие объекты мысли и оформляет их виде последовательности задач.

В Третий аспект представлений Л С Выготского о строении словамысли поражает именно тем, что сосуществует с первыми двумя В них Выготский снова и еще более напряженно ставит проблему субъекта на этот раз как проблему субъекта мышления Ключевой момент ее постановке формулируется следующим образом Эта центральная идея может быть выражена общей формуле отношение мысли к слову есть прежде всего не вещь, а процесс это отношение есть движение от мысли к слову и обратно от слова к мысли Это отношение предстает свете психологического анализа как развивающийся процесс, проходящий через ряд фаз и стадий, претерпев все те изменения, которые по своим существенным признакам могут быть названы развитием Мысль не выражается слове, но совершается слове Можно было бы поэтому говорить о становлении единстве бытия и небытия мысли слове 4, 2, с 305 В этом контексте значение понимается как путь от мысли к слову, и, следовательно, именно этот путь, а не обобщение свойств и признаков вещей составляет внутреннюю структуру знаковой операции 4, 1 На пути от мысли к слову есть множество скачков и несовпадений, и это, как явствует из только что приведенного высказывания Л С Выготского, вовсе не эволюционный переход Здесь есть несовпадения устной и письменной, внутренней и внешней речи. Специально организуемая деятельность и ее изменение были положены основание нескольких серий опытов по построению дословесных, действенных, орудийных, предметных. Основной, или, как иногда говорят, конституирующей, характеристикой деятельности, полагал А Н Леонтьев, является ее предметность Собственно, самом понятии деятельности уже имплицитно содержится понятие ее предмета Gegenstand Выражение беспредметная деятельность лишено всякого смысла Деятельность может казаться беспредметной, но научное исследование деятельности необходимо требует открытия ее предмета При этом предмет деятельности выступает двояко первично своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично как образ предмета, как продукт психического отражения его свойства 1 которое осуществляется результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может 18, с 84 И несколькими страницами дальше Деятельность необходимо вступает практические контакты с сопротивляющимися человеку предметами, которые отклоняют, изменяют и обогащают ее. Представление об уподоблении было первоначально использовано для понимания механизма чувственного отражения 20 А Н Леонтьев утверждал, что таким механизмом является уподобление движением реципирующего органа свойствам раздражителя Впоследствии это представление получило более широкое применение Уподобление было понято как воссоздание деятельности свойств отношений ее предмета Именно таком воссоздании адекватном предмету, но не тождественном ему строятся и образ, и понятие предмета, воссоздание предмета деятельности является механизмом усвоения. Д Б Эльконин исходил из простейшего и бесспорнейшего положения о том, что на предмете не написана ни его общественная функция, ни способ его рационального использования, принятый данном обществе 31, с 6 Поэтому их невозможно непосредственно считать с предмета процессе уподобления Д Б Эльконин писал приспособления его свойствам Образец рационального способа дает ребенку взрослый, считал Д Б Эльконин, он совместной деятельности с ребенком изменяет положение руки ребенка, и ребенок приспосабливается не к физическим свойствам предмета, а включает предмет образец его правильного использования Таким образом, кажущееся приспособление движений ребенка к физическим свойствам орудия действительности является опосредованным через образец действия, который и включается орудие Включение операций с предметом даваемый другим человеком образец выглядит как раздвоенное поведение ребенка Описывая наблюдения за тем, как ребенок осваивает предметные действия, Д Б Эльконин констатировал Его поведение производит впечатление раздвоенного с одной стороны, он был занят предметом и действием с ним, с другой взрослым, ради выполнения поручения которого и поощрения он производил действие 31 С примерами раздвоенного поведения мы уже сталкивались, когда приводили выдержки из экспериментов А В Запорожца, посвященных этой же теме И наблюдениях Д Б Эльконина, и экспериментах А В Запорожца внешнее предметное действие реальная манипуляция реальными вещами никогда не выступало как самодостаточное равное самому себе поведение Эти манипуляции то же самое время оказывались жестами, обращениями 1 к другому человеку, который находился рядом и являл ребенку то, как надо, то, как правильно, образцы верного действия, являл смысл и значение действий ребенка, их идеальную форму. Л С Выготский и все его последователи молчаливо допускали, что идеальная форма существует виде образов совершенных правильных способов образцов поведения человека Всякое осуществление этих способов реальных материальных условиях и действиях это уже не идеальное Однако же виде предметных условий и средств испытуемым подставлялись условия и средства именно правильного нужного, хорошего, лучшего, чем было действия Данные условия и обстоятельства характеризуют именно идеальную форму существования действия поведения, если ее понимать не как отвлеченную, абстрагированную и головную, а как более совершенную, развитую и осмысленную Наличную же форму характеризуют те натуральные, естественно сложившиеся стереотипы поведения, на которые указывал Л С Выготский как на объект преодоления и которые были оставлены за кадром А Н Леонтьевым и П Я Гальпериным не доискиваясь до этой наличности, они строили и оставляли свои конструкции пределах как бы уже возникшей идеальной формы. Чтобы дальнейшем избежать путаницы, я несколько изменю терминологию Собственно идеальной формой буду называть отношение идеи и ее предметности выраженную, воплощенную идею, а элементы идеальной формы идеей и ее реалией. Этот пример приведен для иллюстрации основной функции образа открытия пространства возможностей действия поля образа, по П Я Гальперину Вопрос, однако, состоит том, посредством чего открывается пространство возможностей Если этот вопрос не задается, то тем самым допускается, что открытие этого пространства происходит естественно и непосредственно. Итак, первый аспект ориентировки действия это создание, образно говоря, его зеркала, отображение экранирование процесса действия особое пространство, относительно которого выступают возможности и ограничения построения действия наличной ситуации. То, что отображено знаке, является результатом не договора о связи между ним и реальными вещами, а определенного действия ви дения наличной ситуации с определенной позиции Причем не просто ви дения, а определенного способа ви дения Его определенность том, что нечто ситуации акцентируется, а нечто, наоборот, затушевывается, снимается Например, топографическая или иная карта это не просто состав и отношения особенностей местности, а результат рассматривания ее с птичьего полета, характеризующегося определенной разрешающей способностью, рассматривания, которое чтото фиксирует, а чтото не различает.

Положительное определение позиции и способа ви дения наличной ситуации действия и есть определение его идеи Идея это то, что какой взгляд на мир реализуется ориентировке действия она всегда и необходимо, явно или неявно присутствует построении и выполнении действия Именно идея содержание позиции является основанием экранирования хода действия и, следовательно, основанием создания образа ситуации пространства возможностей действия Пространство возможностей это всегда смысловое а не только перцептивное поле. Приведенный способ формирования условнодинамической позиции оказался чрезвычайно эффективным результате 5 6летние дети выходили на самый высокий уровень интеллекта по показателям Пиаже уровень формальных операций Существенно, что Д Б Эльконин и В А Недоспасова констатировали, что формирование условной позиции не заканчивается на обучении переходу от одной фактической точки зрения к другой Сам по себе переход от одной точки зрения. Организация движения условиях массовых разрушений, заражений, пожаров и втемное время суток связана с выполнением большого комплекса трудоемких работ. Бытие одна из важнейших категорий философии Она фиксирует и выражает проблему существования ее общем виде Слово бытие происходит от глагола быть Но как философская категория бытие появилась только тогда, когда философская мысль поставила перед собой проблему существования и стала анализировать эту проблему Философия имеет своим предметом мир как целое, соотношение материального и идеального, место человека обществе и мире Другими словами, она стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека Поэтому философия нуждается особой категории, фиксирующей существование мира, человека, сознания. Чтобы облегчить понимание того, что такое бытие, людям, не искушенным искусстве философского мышления, Парменид дает следующее толкование бытия бытие есть шар, сфера, не имеющая пространственных границ Сравнивая бытие со сферой, философ использовал сложившееся античности убеждение том, что сфера совершеннейшая и прекраснейшая форма среди других геометрических фигур. Следует отметить, что понятия материального и идеального носят относительный характер, по аналогии с понятиями правого и левого Идеальное одного субъекта может оказаться и почти всегда является материальным для другого и наоборот Также следует отметить, что содержание понятий идеального и материального имеет диалектическое развитие, то есть с течением времени идеальное одного субъекта может становиться материальным для этого же субъекта Материя является обобщением понятия материального. Идеальное философская категория, субъективный образ объективной реальности, то есть отражение внешнего мира формах деятельности человека, формах его сознания и воли. Как многие другие понятия, обладающие сложным содержанием, категория поведения многозначна, и связи с этим термин поведение имеет различное употребление. Нередко широком смысле термин поведение употребляется применительно к объектам любого уровня организации этом смысле говорят о поведении электрона магнитном поле, о поведении той или иной самоорганизующейся системы, причем имеют виду поведение как отдельного индивида, так и некоторой группы индивидов поведение биологического вида, поведение социальной группы и 54 В совсем обобщенном и формальном смысле под поведением можно понимать множество состояний системы, следующих во времени друг за другом. Надо признаться, выражения типа поведение электрона или химическая реакция кажутся витаморфными Это, кажется, звучит метафорически, равно уподоблению неживого неорганической природы и живого органической природы.

Поскольку поведение подлинном значении слова может предполагать целом только достаточно высокий уровень активности и связано с целесообразностью, то подобная трактовка представляется чрезвычайно расширительной и может поэтому носить лишь чисто условный характер. Поведение система внутренне взаимосвязанных действий, осуществляемых какимлибо сложным обладающим некоторой организацией объектом эта система подчиняется определенной логике и направлена на реализацию той или иной функции, присущей данному объекту и требующей его взаимодействия с окружающей средой. В Ю Большаков своей теории рассматривает эволюцию поведения как усложнение поведенческого акта от раздражимости до деятельности Цепочка поведенческой эволюции выглядит так раздражимость безусловный рефлекс условный рефлекс инстинкт деятельность Каждое нижестоящее звено присутствует вышестоящем, а каждое последующее предшествующих форме обратной связи. В характеристике поведения животных, данной Н Тинбергеном, указывается, что он склонен называть поведением самые разнообразные движения или их изменения, том числе и полную неподвижность 65 Замечания биологов К А Вилли и В Детье также подчеркивают Обычно под поведением мы имеем виду то, что животное делает. Из приведенного выше, следует обратить внимание не только на действие, движение, но и неподвижность, что указывает на особенность поведения, которое отличие от деятельности, выражающей отношения живого существа со средой существования исключительно плане активности, охватывает оные отношения ином срезе и включает себя как активность, так и пассивное состояние бездействие. Если у животных основе поведения лежат рефлекторные реакции действия, непосредственно регулируемые обратной связью, где эндогенная активность и центральные программы включаются под действием специфических внешних стимулов, обеспечивая целом активное и целесообразное поведение, носящее адаптивный характер направленное на выживание особи или неадаптивный, отношении той или иной особи, максимально повышающий ее шансы на выживание потомства, то у человека поведение хотя и имеет природные предпосылки, но основе его лежит социально обусловленная деятельность, придающая этому поведению качественно новый характер.

Человеческая деятельность и поведение протекают границах сложных больших систем и сами представляют собой сложную и большую относительно долговременную систему Фундаментальное значение имеет мировоззрение, от характера которого зависит направленность и социальная ценность поведения Проявляясь определенных поступках, поведение не сводится лишь к внешним действованиям, а при всех обстоятельствах выявляет позицию человека Сознательное поведение это нечто такое, что складывается результате ряда приспособлений к постоянно меняющемуся полю восприятия Отсюда следует качественная специфика поведения, проявляющая личность данной ситуации Поэтому социальная специфика человеческого поведения проявляется том, оно представляет собой превращение внутреннего состояния человека действия по отношению к окружающему миру. Механизм изменений поведенческих систем возможно проанализировать согласно смыслу и содержанию понятий мотивация, цель, потребности, интересы. Важным звеном системе поведения выступают его мотивы Проблемы о мотивах поведения свое время были разработаны психологической, социальнопсихологической литературе это работы Д А Кикнадзе, А Н Леонтьева, В М Момова 74 и других, имеющих серьезную философскую базу Мотивами могут выступать потребности, интересы, цели, установки, социальные ориентации, привычки, убеждения, принципы, эмоциональные состояния, настроения. Он же называет мотивы двигателями поведения, его побудителями 75 Мотивы человеческого поведения могут быть осознанными и неосознанными 76 Однако дело обстоит сложнее, и то, что мы называем осознанным мотивом, включает себя моменты неосознанного и не полностью осознанного При этом они находятся диалектическом единстве, одновременно, и противоречии Более того, одна из особенностей мотивации заключается как раз противоречивости и постоянной борьбе различных влечений и тенденций мотивах тех или иных действий. В зависимости от сложившейся ситуации и целей субъекта могут доминировать те или иные побуждающие мотивы, возрастать или уменьшаться их число, изменяться их природа, интенсивность и направленность, но любом случае, она выражает сложный результат множества воздействующих причин и условий При объяснении целостного поведения, а так и любого человеческого поступка надо учитывать побуждения разного уровня и плана их реальном сплетении и сложной взаимосвязи Мыслить здесь однопланово, искать мотивы поступка только на одном уровне, одной плоскости значит заведомо лишить себя возможности понять психологию людей и объяснить их поведение 79 Есть еще одно замечание, касающееся мотива, что он имеет двоякий смысл. В рамках общефилософского подхода раскрываются вопросы о сущности и происхождении цели, о детерминации цели, о диалектике возможности и действительности процессе формирования и реализации цели, об отражающей природе цели и характере их связи с познанием, их истинности и ложности, о единстве свободы и необходимости при выборе цели, соотношение цели, средств и результата. В философии и частных науках мы найдем целое многообразие смысловых определений понятия цель.

Исследование проблемы цели ведется современной науке на различных уровнях, что обусловлено существованием объективной реальности разных форм целевого отношения и соответственно широким применением отражающей их категории цель разных областях теоретического познания Цель может рассматриваться и как вспомогательный прием из логического арсенала гносеологии, и как форма опережающего отражения, и как желаемый образ будущего результата деятельности, равно как и других качествах При этом любая целеустремленная система находится ситуации выбора и уточнения целей, поскольку меняется ситуация, мотивы и объективные условия Такая система может. В отечественной философской литературе понятие цель трактуется как один из элементовповедения, сознательной деятельности человека С его помощью можно охарактеризовать предвосхищение результатов деятельности, а также определенность пути ее реализации Это понятие абстрактная форма отражения различных действий человека и способ их систематизации Вообще анализ целенаправленной деятельности человека предполагает выявление несоответствия между жизненной ситуацией и целью.

Понятие идеальной формы
Образовательный сайт для студентов и школьников — College-all
515
Просмотров: 1