Понятие логики её виды

Понятия принято делить на следующие виды 1 единичные и общие, 2 собирательные и несобирательные, 3 конкретные и абстрактные, 4 положительные и отрицательные, 5 безотносительные и соотносительные. Логические ошибки ошибки умозаключениях, рассуждениях, определениях понятий, доказательствах и опровержениях, вызванные нарушением законов и искажением форм мышления Логические ошибки изучались уже Аристотелем сочинении Опровержение софистических аргументов На этой основе традиционной логике, начиная с трудов схоластов, было разработано подробное описание логических ошибок В соответствии с выделяемыми традиционной логике частями доказательства логические ошибки были подразделены. Другой важной классификацией логических ошибок является их деление на содержательные и формальные Логические ошибки, связанные с неверным представлением о действительном положении дел, называются содержательными Содержательная ошибка может быть результатом заблуждения, то есть несоответствующего, одностороннего, но непреднамеренного, отражения предметов и явлений сознании человека, или продуктов лжи, дезинформации как целенаправленного действия. Операция деления позволяет правильно распределить предметы по группам, изучить их, а следовательно, глубже познать весь класс целом Знание видов и правил деления имеет большое значение работе юриста, особенно следственной практике Планирование расследования преступлений, составление схем процессе планирования, классификация следственных версий и ряд других следственных действий имеют своей основой логическую операцию деления понятий при делении родового понятия его виды устанавливаются не произвольно, а соотв какомуто объективно сущ разделению предметов Различают 2 вида деления Деление по видоизменению признака Дихотомическое деление. Правило соразмерности будет нарушено и том случае, если будут указаны лишние члены деления понятия, не являющиеся видами данного рода Такая ошибка будет иметь место, если, например, при делении понятия уголовное наказание кроме всех видов наказания указывается предупреждение, которое не входит перечень мер наказания уголовном законодательстве, а является видом административного взыскания Такое деление называется делением с лишними членами. Дихотомическое деление, представляет собой деление объема делимого понятия на два противоречащих понятия Если А делимое понятие, то членами деления будут два понятия В и неВ Например, все современные государства можно разделить на демократические и недемократические, всех граждан на совершеннолетних и несовершеннолетних Внимание делится на произвольное и непроиз вольное Животные делятся на позвоночных и беспозвоночных Дихотомическое деление не всегда заканчивается установлением двух противоречащих понятий Иногда отрицательное понятие вновь делится на два понятия, что помогает выделить из большого круга предметов группу предметов, интересующих нас какомлибо отношении. Логика от древнегреч означает понятие, разум, рассуждение В современном языке это слово употребляется следующих основных значениях. Третье Логикой называют науку о закономерностях связях и развитии мыслей Основы этой науки рассматриваются данном учебнике. Прежде чем отвечать на этот вопрос, охарактеризуем особенности познания мира посредством абстрактного мышления. Существует мнение, что умение логично рассуждать присуще людям от природы Оно ошибочно.

Но если логическая культура не дается человеку от природы, то как же она формируется. Аристотель единичное, Аристотель древнегреческий философ, живший 348322 гг до автор Органона. Российская Федерация описательное, единичное, собирательное, конкретное, положительное, абстрактное, безотносительное. Наличие фазы инкубации, бессознательной работы над проблемой и интуитивного возникновения замысла, выделяется рядом ученых Т Рибо, Г Уоллас, П К Энгельмейер и др как важная составляющая часть творческого процесса. Из этого определения видно, что логика исследует законы мышления Но так как исследование законов мышления как известного класса психических процессов является также предметом психологии, то предмет логики выяснится лучше том случае, если мы рассмотрим отличие логики от психологии исследовании законов мышления. Таким образом, есть положения, которые не нуждаются доказательствах, и есть положения, которые нуждаются доказательствах и очевидность которых усматривается посредственно, косвенно. Заметив такое отношение между положениями посредственно очевидными и положениями непосредственно очевидными, мы можем понять задачи логики Когда мы доказываем чтолибо, когда мы сводим неочевидные положения к непосредственно очевидным, то этом процессе сведения мы можем сделать ошибку наше умозаключение может быть ошибочным Но существуют определённые правила, которые показывают, как отличать умозаключения правильные от умозаключений ошибочных Эти правила указывает логика Задача логики поэтому заключается том, чтобы показать, каким правилам должно следовать умозаключение, чтобы быть верным Если мы эти правила знаем, то мы можем определить, соблюдены ли они том или другом процессе умозаключения.

Многие часто ссылаются на так называемый здравый смысл и говорят Да ведь ошибки можно находить без помощи логики, посредством лишь одного здравого смысла Это, конечно, справедливо, но часто бывает недостаточно найти ошибку, нужно ещё объяснить её, уметь точно охарактеризовать и даже обозначить её Иной знает, что том или другом умозаключении есть ошибка, но он не состоянии сказать, почему это умозаключение нужно считать ошибочным Это часто возможно сделать только благодаря знанию правил логики. Ложность аргументов не означает ложности тезиса тезис может оставаться истинным. Обнаружив ошибки ходе демонстрации, мы опровергаем ее ход, но не опровергаем сам тезис Доказательство же истинности тезиса обязан дать тот, кто его выдвинул. Если из совокупности признаков М а, с, закономерно, необходимо следует признак, то виде формулы алгебры логики эту зависимость записывают. Строгая аналогия применяется научных исследованиях, математических доказательствах. Примерами нестрогой аналогии является следующие испытание модели корабля бассейне и заключение о том, что настоящий корабль будет обладать теми же характеристиками, испытание прочности моста на модели, затем построение настоящего моста. При нарушении указанных выше правил аналогия может дать ложное заключение, стать ложной Вероятность заключения по ложной аналогии равна 0 Р 0 Ложные аналогии иногда делаются умышленно, с целью ввести противника заблуждение, др случаях они делаются случайно, результате незнания правил построения аналогии. Дедуктивные умозаключения позволяют выводить из истинных посылок при соблюдении соответствующих правил истинные заключения. Итак, индукция умозаключение от знания меньшей степени общности к новому знанию большей степени общности. В 4х всякий язык конкретно представляет собой знаковую информационную систему.

К ним относятся языки программирования, стенографии, азбука Морзе, языки формул, языки музыки, танца и. Характеристика основных признаков правильного мышления Основные пр авила логики и возможные ошибки. Признаков правильного мышления много, а наиболее фундаментальными являются. А так же мы должны последовательно придерживаться одной и той же точки зрения о предмете на протяжении всего данного рассуждения. Доказательность означает, что все наши мысли истинными и четко обоснованными. Поэтому, понятие форма мышление, которой отражается предметы их существенных признаках. В процессе познания мы должны сформировать понятия В процессе формирования понятия применяются спец логические приемы. Оно применяется единстве с обобщением Обобщить значит подвести под общую черту Обобщение логический прием образования классов путем объединения предмета группы на основании наличия них некоторых общих признаков. С точки зрения логики, понимать слово означает быть состоянии указать, какие именно предметы им обозначаются, то есть уметь устанавливать относительно любого предмета, можно ли его назвать данным словом или нет Каким образом этого достичь Через образование понятия.

Понятие это логическая мыслительная операция, которая по определённым признакам выделяет предметы из множества и объединяет их один класс. Каждое понятие обладает двумя характеристиками содержанием и объёмом Содержание понятия это та совокупность отличительных признаков, на основании которой предметы выделяются из универсума и обобщаются одну группу Объём понятия это совокупность всех предметов, которые обладают отличительными признаками Важно отметить, что объём понятия всегда задаётся относительно некоторого универсума рассмотрения, то есть множества объектов, которые принципе могут обладать теми или иными отличительными признаками Универсумом рассмотрения могут быть люди, живые существа, числа, химические соединения, бытовые приборы, науки, пищевые продукты и Так понятие слоны задаётся на универсуме живых существ, понятие физика на универсуме наук, понятие чётные числа на универсуме чисел, понятие сыр на универсуме пищевых продуктов. Содержание и объём понятия ложатся основу разделения понятий на разные виды. Поговорим подробнее о пустых понятиях Мы не всегда это замечаем, но пустые понятия используются людьми довольно часто Это может происходить неосознанно, но иногда с их помощью нас стараются ввести заблуждение С одним примером пустого понятия мы уже сталкивались прошлом уроке нынешний король Франции Во всём универсуме людей нет ни одного человека, который обладал бы отличительным признаком быть нынешним королём Франции Нужно отметить, что данном случае понятие оказалось пустым силу исторического стечения обстоятельств Пойди история подругому, это понятие могло бы быть непустым Другой пример пустого понятия вечный двигатель Здесь пустота обусловлена не историческими причинами, а законами природы Что касается научных понятий, то относительно многих из них неизвестно, пустые они или нет Хорошей иллюстрацией этому служит понятие бозон Хиггса, непустота которого подтвердилась лишь недавно с открытием новой частицы, удовлетворяющей отличительным признакам этого понятия Понятие может быть пустым и силу законов логики Это так называемые самопротиворечивые понятия, к примеру, круглый квадрат. Понятия не изолированы друг от друга, наоборот, они находятся во множестве связей с другими понятиями Умение выявлять эти связи очень важно, так как оно позволяет выявить, когда наш собеседник или автор текста ошибается употреблении понятий или даже осознанно ими манипулирует Примерами такой манипуляции могут послужить использование понятий, объёмы которых не равны, как взаимозаменяемых, незаметный переход к понятию с меньшим объёмом для облегчения доказательства своей позиции и. Логики делят отношения между понятиями на фундаментальные и производные Фундаментальные отношения первичны, с помощью их различных комбинаций можно задать все остальные отношения Всего выделяют три фундаментальных отношения совместимость, включение и исчерпывание. Дополнительность это такое отношение, когда два понятия пересекаются и при этом исчерпывают собой весь универсум рассмотрения.

Я специально изобразила понятия А и В разными цветами, чтобы было видно, что кружок центре это не отдельное понятие, а результат их пересечения Отношение дополнительности существует, например, между понятиями температура выше 0 С и температура ниже 30 С Объёмы этих понятий пересекаются, и при этом объём их сложения равен объёму универсума рассмотрения. Противоречие это отношение, при котором объёмы понятий не пересекаются и исчерпывают весь универсум. Если, к примеру, универсум рассмотрения это люди, то А может быть понятием работающие, а В безработные Каждый человек может быть либо работающим, либо безработным, но не ими вместе и не чемто третьим. Соподчинение возникает, когда объёмы понятий не пересекаются, но при этом не исчерпывают собой весь универсум рассмотрения. В самом начале мы сказали, что понятие обладает двумя характеристиками содержанием и объёмом Соответственно, когда мы определяем отношение между понятиями, имеют значение не только их объёмные характеристики, но и содержательные В частности, логики выяснили, что между объёмом и содержанием понятий существует так называемый закон обратного отношения Суть этого закона состоит следующем если первое понятие ýже по объёму, чем второе понятие, то тогда первое понятие богаче второго по содержанию По большому счёту, этот закон действует, когда мы сталкиваемся с отношением подчинения между понятиями Предположим, первое понятие это цветы, второе понятие это ромашки Понятие ромашки ýже по объёму, чем понятие цветы, то есть него входит меньше элементов Зато оно богаче по содержанию Это означает, что из понятия ромашки мы можем извлечь больше информации, чем из понятия цветы Если некий объект подпадает под понятие ромашка, то мы автоматически знаем, что он также будет подпадать под понятие цветы, а вот заключение обратную сторону сделать нельзя Если некий объект является элементом понятия цветы, то это совсем не значит, что он также будет элементом понятия ромашка Он вполне может быть пионом, розой, лавандой и. Симметрическая разность это операция, некотором смысле обратная пересечению Нужно точно также взять два или более понятий, наложить их друг на друга, но новое понятие, образованное результате этого наложения, будет содержать только те элементы, которые обладают не более чем одним отличительным признаком изначальных понятий. Дополнение это операция, ходе которой берётся понятие, а затем его объём как бы вычитается из всего универсума рассмотрения Так создаётся новое понятие, элементами которого будут только те предметы, которые не обладают отличительным признаком изначально взятого понятия. Ограничение это операция, представляющая собой как бы сужение понятия Ограничить понятие А означает перейти к понятию В, такому что его объём будет строго включаться объём понятия А Причём этот переход от А к В представляет собой переход от родового понятия к видовому. Операция ограничения понятий нередко сопровождается ошибками Чаще всего они связаны с тем, что ограничение понятий путают с членением предметов, то есть понятие ограничивают не на основании родовидовых признаков, а на основании тех частей, на которые разделяются элементы их объёмов Например, возьмём понятие автомобили По родовидовым признакам мы можем ограничить его до понятий автомобили с ручной коробкой передач или электромобили И это правильное ограничение Однако автомобиль состоит из множества компонентов фары, колёса, руль, дворники, двигатель и Поэтому можно встретить такой вариант понятие А автомобили ограничивают до понятия В колёса Хотя колёса это часть автомобиля, такое ограничение неверно Существует лёгкий способ избежать этой ошибки При правильном ограничении понятия А до понятия В, должно быть верным высказывание Все В есть А Все акулы это рыбы, Все электромобили это автомобили Если мы применяем эту формулу к автомобилям и колёсами, получается Все колёса это автомобили Высказывание неверно, значит, операция ограничения была проведена неправильно. Обобщение это операция, обратная ограничению На этот раз мы не сужаем, а расширяем понятие Обобщить понятие В означает перейти к понятию А, так что объём понятия В будет строго включаться объём понятия А Здесь совершается переход от видового понятия к родовому. Понятие С, представленное самым маленьким кружочком, мы обобщаем до понятия В, которое свою очередь мы можем ещё обобщить до понятия А, причём С полностью включается В, и В полностью включается А Пусть С это понятие золото, тогда мы можем обобщить его до понятия В металлы, а понятие В до понятия А химические элементы Предел обобщения это универсальное понятие, то есть понятие, объём которого совпадает с универсумом рассмотрения В нашем примере понятие химические элементы как раз может быть рассмотрено как универсальное.

Весь кружочек это объём понятия делимого понятия А В, С, Dи Е члены деления, то есть понятия, образованные результате деления понятия А Для иллюстрации предположим, что понятие А это месяцы Основание деления это принадлежность к времени года Тогда новообразовавшиеся понятия В, С, D и Е это зимние месяцы, весенние месяцы, летние месяцы и осенние месяцы Очевидно, что результате деления может получаться разное количество понятий всё зависит от делимого понятия и основания деления. Второй вид деления деление по видоизменению основания В его результате мы можем получить более двух новых понятий Здесь качестве основания выбирается какаялибо предметнофункциональная характеристика элементов объёма исходного понятия В нашем примере с месяцами такой характеристикой была принадлежность к времени года Если наше делимое понятие это люди, то можно качестве основания деления взять цвет глаз, цвет волос, национальность и Если делимое понятие стихотворения, то основанием деления может быть их жанровая принадлежность Для иллюстрации возьмём понятие игральные карты, а основанием деления сделаем масть. Правильно выполненная классификация подобна перевёрнутому дереву на мой взгляд, скорее, перевёрнутому кусту Вершина классификации исходное делимое понятие называется корнем Линии, расходящиеся от неё, подобны веткам Они ведут к членам деления, от которых свою очередь также расходятся ветки к новым понятиям Каждое понятие классификации называют таксоном Таксоны группируются по ярусам На первом ярусе находится корень классификации А На втором ярусе таксоны В 1 В n образованные с помощью первой операции деления На третьем ярусе таксоны С 1 С n образованные результате второй операции деления и Каждый ярус может содержать любое количество таксонов. Знаком обозначены пропущенные члены деления Дальше каждый таксон может быть разделён ещё по какомуто своему признаку Главное каждом отдельном делении соблюдать перечисленные выше правила. Нужно отметить, что составление классификаций не такая простая задача, как может показаться на первый взгляд Не редки ситуации, когда сложно или невозможно определить, к какому именно таксону нужно относить тот или иной предмет В нашем примере с писателями, частности, возможны случаи, когда писатель родился и начал творить одном веке, а умер уже другом, как Чехов Куда его нужно относить писатели XIXвека или XXвека Иногда встречаются объекты, которые принципе никуда не укладываются Тогда для них создают отдельный таксон или помещают их так называемый отстойник Он может обозначаться словами всё прочее, и объекты, находящиеся нём, не связаны ничем иным, кроме того, что их не удаётся никуда определить. Борхес одном из своих произведений приводит отрывок из таинственной китайской энциклопедии Это божественное хранилище благотворных знаний говорит, что животные подразделяются на а принадлежащих Императору, бальзамированных, прирученных, молочных поросят, сирен, сказочных, бродячих собак, включенных настоящую классификацию, и буйствующих, как безумии, к неисчислимых, нарисованных очень тонкой кисточкой из верблюжьей шерсти, и прочих, только что разбивших кувшин, о издалека кажущихся мухами Борхес Х Л Аналитический язык Джона Уилкинса Соч 3 Т 2 Рига Полярис, 1997 Попробуйте представить эту классификацию животных виде дерева Считаете ли вы, что она выполнена правильно Если да, то докажите, что ни одно из правил деления ней не нарушено Если нет, то объясните, какие именно правила нарушены Каким образом эту классификацию можно было бы исправить. Кот В траве попадаются, правда, съедобные стебельки А колючки сухие такие.

Осел Мясо это не еда Мясо это поклажа Его тележку кладут, дурачок Е Шварц, Дракон. Если вы хотите проверить свои знания по теме, то вы можете пройти этот проверочный тест по всей информации, описанной тренингах и дополнительных материалах На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время Каждый раз берется несколько разных вопросов из нашей базы, поэтому вы имеете возможность проходить тестирование множество раз После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу Перед тем как начать экзамен, рекомендуем войти ваш аккаунт чтобы результат был сохранен вашей истории, вы могли бы видеть собственный прогресс и получать расширенную статистику. Понятие есть выраженная отдельным словом или словосочетанием мысль о существенных и отличительных признаках какоголибо предмета или класса однородных предметов Переход от чувственной ступени познания к познанию на уровне абстрактного мышления характеризуют как переход от отражения мира форме ощущений, восприятий и представлений к отражению мира понятиях и формулируемых на их основе суждениях, умозаключениях и, конечном счёте, научных теориях Понятие это форма мышления, которой обобщаются и выделяются предметы и явления того или иного класса по более или менее существенным признакам. Реализм термин, употребляемый для обозначения направления, постулирующего существование реальности, независимой от познающего субъекта Определение предмета. Номинализм учение, согласно которому названия таких понятий, как животное, эмоция это не собственные имена цельных сущностей, а общие имена, своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена конкретные общие имена применяются не к классу вещей как к целому, а порознь к каждой отдельной вещи из этого класса Определение обозначающее предмет С помощью Номинальных определений вводятся новые термины, Знаки заменяющие термины, раскрывается этимология термина. Особенностью атрибутивной структуры явл, то, что допустима не только перестановка признаков, вкл содержание понятия, но и их изменение зависимости принятой точки зрения Здесь отсутствует четкая упорядоченность перечислении признаков понятия Содержание понятия составляет сумма или набор свойствпризнаков, которые составляют эту структуру Как правило выводы логике рассматриваются как результат умозаключения из суждений, которые являются посылками.

Реляционная структура понятия эксплицилуется отношением понятий по своему объему В это отношение вх 2 и более понятий Если понятие одно по числу, то его реляционная структура проявляется его отношении самого к себе. Нулевым называют понятия объеме которых мыслятся несуществующие предметы Бог, Русалка, Вечный двигатель, Змей Горыныч Это есть нулевые, пустые классы не содержащие ни одного элемента. Понятия находятся отношении соподчинения тогда, когда их объемы не имеют общих элементов, но то же время входят объем какогото третьего понятия, родового для них совместно ему подчиняются Например, понятия сосна и береза являются соподчиненными ни одна сосна не может быть березой, и наоборот, но и множество всех сосен, и множество всех берез включается более широкий объем понятия дерево Рис. Например, пересекающимися будут понятия школьник и спортсмен есть такие школьники, которые являются спортсменами, и есть такие спортсмены, которые являются школьниками но то же время школьник может не быть спортсменом, так же, как и спортсмен может не быть школьником Рис. Под модальностью формальной логике понимают выражен ную суждении дополнительную оценочную информацию о связях между явлениями, о логическом статусе суждения, о регулятивных, временных и других его характеристиках. В символической логике алетическая модальность обознача ется следующим образом А необходимо A A слу чайно А А возможно. Например Вода непременно закипит при 100 градусах Цельсия при нормальных условиях Все остальные фактические суждения относятся к случайным. Понятие форма мышления, которой отражаются существенные признаки предмета или класса однородных предметов. Представление чувственный образ предмета, данный момент нами не воспринимаемого, но который ранее той или иной форме воспринимался Бывает воспроизводящее представление чегото, что мы когдато видели и творческое наоборот. Общие понятия, соответствующие классам множествам, состоящим из двух и более элементов.

Суждение форма мышления, которой утверждается или обращается чтолибо относительно предметов и явлений, их свв, связей и отношений и которая обладает сввом выражать либо истину, либо ложь. Между его посылками и заключением есть отношение логического следования Процесс рассуждения направлен от общего к частному. Силогизм дедуктивное умозаключение, котором вывод совершается на основе соотношения терминов одном или более категорических суждениях. Формальная сторона мышления связана с отношениями, которые возникают между образами, их составными частями мыслями и частями мыслей, отражающими те или иные стороны предметного содержания Формальная сторона мышления не совпадает с отношениями, которые имеют место самих предметах, отраженных мышлении. В эпоху Возрождения логика переживала настоящий кризис Она расценивалась как искусственное мышление и противопоставлялась естественному мышлению, основывающемуся на интуиции и воображении. Растущие потребности научнотехнического прогресса обусловливают дальнейшее развитие современной логики. Имя это слово или словосочетание, обозначающее какойлибо определенный предмет Предмет данном случае понимается широком смысле это вещи, свойства, отношения, процессы, явления как природы, так и общественной жизни, психической деятельности людей, продуктов их воображения и результатов абстрактного мышления. В логике различают выражения, которые являются именными функциями, и выражения, являющиеся пропозициональными функциями.

Лукасевичем была предложена трехзначная логика, основанная на предположении, что высказывания бывают истинными, ложными и неопределенными. Современная система методов столь же разнообразна, как и сама наука Различают экспериментальные, теоретические, эвристические и алгоритмические методы Можно выделить количественные и качественные методы изучения реальности В зависимости от степени обоснованности можно выделить статистические, вероятностные, гипотикоиндуктивные и дедуктивные методы Исходя из механизма обобщения рассматривают синтетические и аналитические, индуктивные и дедуктивные методы, методы идеализации, обобщения, типологизации и классификации. Пустой класс это такой класс, который не содержит ни одного предмета, например кентавр. Деление это логическая операция, при помощи которой развивается объем понятия Благодаря делению выявляется круг предметов, на которые распространяется слово, выражающее понятие о. Качество суждения выражает не фактическое содержание, а логическую форму утвердительную или отрицательную. Слабая дизъюнкция объединяемые ею суждения не исключают друг друга, вместо или можно поставить и символ V Слабая дизъюнкция истинна тех случаях, когда истинно одно из суждений или оба, и ложна, когда оба суждения ложны. Умозаключение не просто присоединяет новую истину к известным, а выводит новую истину из посылок таким образом, что ее присоединение к посылкам сознается как совершенно необходимое и обязательное для мысли. Цель силлогизма состоит получении из посылок нового суждения, или вывода Пример силлогизма Все жидкости упруги Вода жидкость Вода упруга. Меньшим является термин, называющий субъект заключения Предикат заключения является большим термином Термин, который присутствует посылках, но отсутствует заключении, является средним термином Посылка, которую входит больший термин, является большей посылкой, а посылка, которую входит меньший термин, меньшей посылкой Большая посылка записывается первой, меньшая второй.

Полисиллогизм сложный силлогизм это соединение простых категорических силлогизмов, котором заключение предшествующего силлогизма становится посылкой последующего. Развитие любой науки начинается с накопления фактов, на основе которых выявляется обобщение и выдвижение гипотез для их объяснения. Для наиболее успешного ведения спора необходимы определенные знания логики Например, для того чтобы вывести следствие из своих и чужих утверждений Требование быть логичным и последовательным споре не предполагает, что спор должен разворачиваться как доказательство определенной точки зрения В ходе уместны и шутки, и отступления, и многое другое, что может быть и не связано с логикой развития мысли. Возникновение софизмов связывается с философией софистов Софисты обучали за деньги искусству вести полемику Для того чтобы доказать ту или иную точку зрения, они части прибегали к нарушению логических законов Термин софизм был впервые введен Аристотелем, который охарактеризовал софистику как мнимую мудрость. Общая версия это предположение, которое объясняет все преступление целом Данная версия помогает отвечать на такие вопросы, как Кто совершил преступление Когда При каких обстоятельствах и. Цель написания контрольной работы иметь представление о природе логики, ориентироваться теме Гипотеза, структура гипотезы, Приобретение определенных способностей и развитие интеллекта Поставленные цели реализуются путем изучение учебного материала и специальной литературы. В перечне его трудов, составленном Диогеном Лаэрцием, есть даже специальная работа, посвященная логике, О логическом, или Мерило Трудно судить об их понимании логики, поскольку эти работы до нас не дошли, логические же работы Аристотеля Категории, Об истолковании, Аналитики, Топика и О софистических опровержениях последователями и учениками его были собраны отдельный корпус под названием Органон.

Этот период от Цицерона и вплоть до Боэция характерен вхождением логический обиход латинской терминологии схоластика усиленно разрабатывала логический аппарат Логика это время входила число семи свободных искусств и тем самым составляла неотъемлемую часть энциклопедического гуманитарного образования. Для здравого смысла символика математической логики слишком сложна, необходимость же придавать естественным языковым выражениям символический вид для достижения строгой однозначности, усложняет ее использование прежде всего гуманитариям, поэтому математическая логика так и не получила широкого распространения среде гуманитариев Эта логика, всетаки, более ориентирована на искусственный интеллект Многие современные задачи логики и связаны сейчас с компьютеризацией образования. Следовательно, не из собирания фактов наудачу создаётся наука, а из собирания, руководимого известным планом учёный, приступающий к какомунибудь исследованию, всегда должен приступать к нему с определённым планом Для того чтобы иметь план, необходимо построить гипотезу. Вопервых, гипотеза является особой формой развития научных знаний и научного логического мышления Построение гипотез даст возможность переходить от отдельных научных фактов, относящихся к явлению, к их обобщению и познанию законов развития этого явления. Вовторых, как прием мышления целом, включающий себя выдвижение предположения, его развитие и доказательство гипотеза широком смысле.

К философским школам существовавшим Китае на тот момент, можно отнести минцзя школа имен, фацзя школа законов, жуцзя развивающая конфуцианские идеи и моцзя школа моистов В результате деятельности этих школ постепенно стала складываться болееменее стройная система логики Однако поскольку логические знания были разобщены, закреплены не одном источнике, а во многих трактатах, они требовали систематизации Необходима была школа, которая бы объединила все знания о логике едином акте, что значительно бы упростило использование логических достижений Такой школой стала школа моцзя Поздние моисты, используя философию Моцзы, создали первый Китае трактат по логике под названием Мобянь. Таким образом, многие философы Древней Греции работали над вопросами логики, однако ее основателем по праву считается Аристотель Стагирский Логику Аристотеля называют формальной или традиционной Она включает такие разделы, как понятие, суждение, законы правильного мышления, умозаключения, аргументация и гипотеза Важным достижением Аристотеля является то, что он впервые сформулировал законы правильного мышления закон тождества, закон непротиворечия и закон исключенного третьего, а также стал изучать человеческое мышление с целью вывести его логические формы Эти законы были сформулированы важнейшем сочинении Аристотеля Метафизика. Из ощущений и восприятия складывается представление образ предмета, который не воспринимается данный момент, но воспринимался ранее тем или иным способом. Абстрактное мышление это средство познания, с помощью которого логическая наука рассматривает и изучает явления окружающего мира, которые зачастую невозможно познать иным способом, и этом проявляется степень необходимости Для повышения эффективности процесса мышления применяется понятие логических форм Это формы, которых протекает логическое познание Они характеризуют способ связи составных частей мысли, ее структуру Такая структура существует объективно, не зависит от конкретного человека, а характеризует особенности окружающего мира Давая определение логическим формам, необходимо сказать о таких понятиях, как кванторное слово, связка, субъект и предикат Субъект это категория, дающая понятие о предмете суждения, логическую форму которого необходимо определить Предикат дает понятие о признаке предмета Связка представляется словом есть и может отсутствовать В этом случае вместо нее ставится тире Кванторным словом является слово все Таким образом, суждения выражаются формах типа Все квантор S субъект есть связка Р предикат. Значение логических форм состоит том, что они используются для достижения истинности суждений, которые могут быть либо истинными, либо ложными Истинность и ложность показатели конкретного содержания определенного суждения. Для человека, занимающегося научными изысканиями, постоянно необходимо получать новую информацию Для этого ученый читает множество литературы по избранному предмету, ведет наблюдение, делает опыты Однако вся эта деятельность была бы бесполезной, если бы не приводила к образованию новых понятий Иными словами, полученная информация таком случае так и осталась бы лишь информацией, не облеченной форму, пригодную для закрепления и передачи. Отношение категорий внутри понятия подчиняется логическим законам и имеет свою специфику Так, особенности действия содержания и объема понятия друг на друга отражены законе обратного отношения содержания и объема понятий Этот закон основан на логической природе понятий Взяв два понятия, мы можем заметить, что одно из них шире другого по объему, другое же входит объем первого Однако понятие, входящее объем другого имеющего, соответственно, меньший объем, содержании отражает больше признаков, более насыщено ими Именно это явление положено основу закона обратной связи, который звучит так чем шире объем понятия, тем его содержание уже, чем богаче содержание, тем меньше объем Суть данного закона состоит том, что чем меньше информации о предмете отражено содержании понятия, тем шире класс предметов и неопределеннее состав.

Отношения совместимости могут быть трех видов Сюда входят равнозначность, перекрещивание и подчинение. В качестве примера, иллюстрирующего отношения равнозначности, можно привести понятия равносторонний прямоугольник и квадрат. Таким образом, операции ограничения и обобщения это процесс конкретизации и абстракции рамках от единичного понятия до философских категорий Эти операции учат человека мыслить более правильно, способствуют познанию предметов, явлений, процессов окружающего мира, их взаимосвязей Благодаря обобщению и ограничению мышление становится более ясным, четким и последовательным Однако не следует путать обобщение и ограничение с выделением из целого части и рассмотрением этой части отдельно Например, двигатель автомобиля состоит из деталей карбюратор, воздушный фильтр, стартер, детали состоят из более мелких, а те свою очередь из еще более мелких В этом примере понятие, следующее за предыдущим, не является его видом, а есть лишь его составной частью. Соразмерность деления Заключается том, чтобы полностью раскрыть объем рассматриваемого понятия, не упустив ни одного элемента, но ни одного при этом не добавив Это возможно только том случае, когда совокупность объемов видовых понятий равна объему родового понятия Пример все оружие делится на холодное и огнестрельное Объем понятия оружие исчерпывается данными двумя видами, каждый из которых свою очередь подразделяется на виды следующего ряда Объем родового понятия здесь равен объему совокупности видов. Частные суждения можно отразить как Некоторые S являются не являются Р Учеными рассматривается точка зрения, относительно которой такие суждения могут быть неопределенными и определенными По мнению исследователей, неопределенными суждениями являются те, которые не содержат болееменее точного указания на круг предметов, мнение о которых отражается данных суждениях Так, например, суждение Некоторые автомобили являются спортивными считают неопределенным, так как нем мы не говорим, что спортивными следует признать все автомобили, но и не даем указания на то, что только часть автомобилей может считаться спортивными Слово некоторые, которое указывает на принадлежность данного суждения к частным, исследователи, придерживающиеся указанной точки зрения, считают недостаточным ограничением количества предметов, относительно которых выводится данное суждение Для изменения смысла этого слова и получения определенных суждений предлагается уточнять их словом только Например, определенным будет суждение Только некоторые автомобили являются спортивными. Таким образом, конъюнктивные высказывания логике коммутативны, использование же суждениях союза и с точки зрения языка случае, когда учитывается фактор времени некоммутативно. Изучаются модальные суждения рамках модальной логики, которая неоднородна по своему содержанию и разделена на несколько ветвей Среди них логика времени, логика действия, логика норм, деонтическая логика, логика принятия решений.

Совместимые суждения входят отношения логического подчинения, равнозначности и частичного совпадения пересечения. Бывают случаи, когда споре происходит подмена предмета То есть спорящие незаметно переходят с обсуждения ранее выбранного предмета к новому или сужают понятие предмета до его языкового выражения То есть обсуждают уже не сам предмет, а выражающие его слова, словосочетания и. Говоря о законе тождества и его нарушениях, нужно назвать эти нарушения Первое носит название подмена понятия и означает, что был потерян предмет понятия, первоначально понимаемое значение изменилось Подмена тезиса второй тип Он означает изменение первоначально понимаемого тезиса процессе дискуссии. Здесь необходимо упомянуть об условноразделительных умозаключениях От указанных выше умозаключений они отличаются посылками Одна из них это разделительное суждение, что не является особенным, однако вторая посылка таких суждений состоит из двух или нескольких условных суждений. Отсутствие лишних терминов силлогизма Означает, что категорический силлогизм должен содержать только три члена термины S, М и Р Каждый термин должен рассматриваться только одном значении. Согласно второму правилу важной задачей является точное определение принадлежности исследуемых явлений к единому классу, признание их однородности или однотипности, так как индуктивное обобщение распространяется только на объективно сходные предметы.

Вторым видом является аналогия отношений Это умозаключение, котором рассматриваются не сами предметы, а их свойства Предположим, имеется отношение аХb и отношение сХ1d Аналогичными выступают отношения Х и Х1, но а не аналогично с b не аналогично. Частные гипотезы отличие от общих охватывают своим вниманием не весь класс однородных объектов, а лишь его часть При этом из всего класса однородных предметов выделяется интересующий предмет и рассматривается дальнейшем отдельно от этого класса. Простая речь на первый взгляд схожа с игнорированием интеллектуалов, однако корне отличается от последнего Суть данного приема состоит использовании простых предложений, разбиении сложного на части, подробном разъяснении. Существуют правила доказательного рассуждения Нарушение этих правил ведет к ошибкам, относящимся к доказываемому тезису, аргументам или к самой форме доказательства. Опровержение бывает прямым и косвенным При этом прямой способ опровержения только один, то время как косвенных два Далее все способы рассмотрены по отдельности, начиная с первого способа опровержения прямого.

Такой прием часто называют сведением к абсурду Следует помнить, что противоречие следствий тезиса истине должно быть не только достаточно явным, очевидным, но и реальным. Соединяя высказывания при помощи союзов, мы может соединять ими же их логические формы. Обобщение объема А это логическая операция, результате которой образуется имя с объемом В, содержащим себе объем А Т обобщить имя А значит образовать другое имя В род, которое подчиняло бы А. Причем, при обобщении имя В может быть еще неизвестно содержание нужно выбирать, объем установить или уточнить, само имя заново формулировать Процесс обобщения неотъемлемый компонент научного познания В процессе познания обобщающее имя само может быть обобщено, и пределом обобщения выступает некоторое универсальное имя В разных науках это имена, фиксирующие фундаментальные научные понятия научные категории Например математике, геометрии точка, плоскость логике свойство, отношение физике, механике сила, масса, материальная точка. Любое познание является модельным ср с формулой С Л Франка неизвестное, исследуемое А есть Х Х как уже известный предикат, происходит рамках построения постулирования некоторых мысл и тельных моделей, с помощью которых первоначально фиксируется иссл дуемый объект или система объектов, а затем и закономерности, прис у щие изучаемому объекту объектам Логика выступает как общая теория такого рода мыслительных моделей, как некоторая грамматика мод лей, как правила дорожного движения области мыслимого мыслимых моделей Поэтому на и является методологией, нормативной базой и теллектуального познания Для о ганизации познания области моделей должны быть специального рода мыслител ные объекты конструкции В реальном познавательном акте эти конструкции выступают как стро и тельные леса, которые выполняют вспомогательную техническую роль, но без которых строительство познавательный акт невозможен, по крайней мере сложный познавательный акт строительство мног о этажного дома С одной стороны, результаты познания причем не только заключительные, но и промежуто ные, которые дальнейшем выступают как начало следующих, более сложных познавательных актах необход и мо фиксировать какихто конструкциях, или формах Такими формами являются понятие, суждение и теория Соответственно, логика выступ а ет как теория понятий, теория суждений, теория теорий, изучает зак о номерности или запреты этих мыслительных конструкций, правила из образования, функционирования, преобразования С другой стороны, ходе познания мы должны как бы двигаться рамках наших моделей, осуществлять какието мыслительные операции, или приемы Напр и мер, давать определения, выдвигать гипотезы и проверять их ос у ществлять обоснование аргументацию или опровержение контрарг у ментация своих чужих тезисы, вести полемику Соответственно, логика выступает как теория такого рода мыслительных операций, которая и с следует их, выявляет закономерности их протекания, правила их ос у ществл ния Однако важнейшим и ценнейшим среди этих мыслительных операций выступает рассуждение, с помощью которого мы как бы ос у ществляем движение этой мыслительной области и, тем самым, можем порождать новые знания Поэтому центральным разделом логики являе ся теория о правильных способах рассуждения, о таких способах, к о торые позв о ляют получать новые знания корректным путем. Общие понятия, относящиеся к неопределенному числу предметов, называются нерегистрирующими, которых число мыслимых предметов не поддается реальному учету, регистрации Например, человек все люди, которые жили, живут и будут житьв прошлом, настоящем и будущем. Обобщить понятие это значит перейти от понятия меньшего объема, но большего содержания к понятию большего объема, но меньшего содержания. Например, общество бывает классовое и бесклассовое Общество делимое понятие, классовое и бесклассовое члены деления, основание деления признак, наличие классов. Например Книга могучее орудие воспитания Проверяем Ч Всякая книга могучее орудие воспитания Здесь смысл искажен, значит, это суждение не общее, а частное. Среди суждений, имеющих субъектнопредикатную структуру, выделяют суждения существования.

Обращением называется такое непосредственное умозаключение, котором выводе новом суждении субъектом является предикат, а предикатом субъект исходного суждения, при этом связка остается неизменной. Понятие, выражающее субъект заключения, называется меньшим термином Иванов Обозначается буквой. Например, свойством симметричности обладает отношение быть родственником если А родственник В, то и В родственник. Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются положительными Понятия, содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называются отрицательными. Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением. Реальным называется определение, раскрывающее существенные признаки предмета. В логике принято сокращенное обозначение суждений по их объединенной классификации.

Различают слабую дизъюнкцию, когда союз или имеет соединительноразделительное значение, не придает исключающего смысла входящим сложное суждение составляющим Например Люди обижают друг друга или из ненависти, или из зависти, или из презрения Сильная дизъюнкция, как правило, возникает, когда употребляется логический союз либо, имеющий исключающеразделяющий смысл Например, выражении М Е СалтыковаЩедрина Либо рыло, либо ручку пожалуйте соединяются несовместимые друг с другом суждения Они характеризуют готовность человека легко перейти от грубой расправы с нижестоящим к целованию руки у тех, от кого находится непосредственной зависимости.

Понятие логики её виды
Образовательный сайт для студентов и школьников — College-all
565
Просмотров: 6